navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Каждому своё.Гибель линкора "Бархэм".


«Бархем» в Ла-Валетте.

25 ноября 1941 года в Средиземном море немецкой подлодкой «U-331» потоплен HMS "Barham" (Корабль Его Величества «Барэм» или «Бархэм») — британский линкор типа «Куин Элизабет».

Действующие лица драмы.
Линкор «Бархэм». 1 из 5 построенных линкоров типа «Куин Элизабэт» ("QueenElizabeth", "Valiant", "Warspite", "Barham" и "Malaya"). Спущен на воду 31.10.1914. Вошел в строй 19.10.1915 года.

Водоизмещение (полное) 33 000 тонн. Скорость хода 25 узлов. Артиллерия (проектная) 8х381, 16х152 (с 1916 года – 14), 2х12фн, 2х76 (зенитные), 4х533мм подводных ТА.

«Бархем» в 1916 году.

После модернизации в 30е годы, вооружение: 8х381, 8х152, 8х102 зенитных
Во время первой мировой «Barham», «Valiant», «Warspite» и «Malaya» составили 5-ю эскадру линкоров, наиболее пострадавшую в ходе Ютландского боя. Линкоры в начале сражения поспешили на выручку линейным крейсерам адмирала Битти и попали под сосредоточенный огонь всего германского Флота Открытого моря. В них попали 17 снарядов калибра 280 мм и 305 мм, нанесшие серьезный урон. «Бархем» получил 6 попаданий, одним из которых было убито 26 и ранено 37 человек (около 5% экипажа корабля). Батареи "Бархэма" сделали 337 выстрелов против немецких кораблей и нанесли урон 5-ти линейным крейсерам адмирала Франца Хиппера. Корабль благополучно добрался до порта и более в боевых действиях 1-й мировой не принимал так как ремонтировался, а немецкий флот не вёл активных действий в открытом море.

«Бархем» после модернизации.

Начавшаяся Вторая мировая война застала его в Средиземном море, где он оставался, пока линкор не получил приказ вернуться в Англию в декабре 1939 года. Неудачи стали преследовать "Бархэма". 10 декабря затонул эсминец HMS «Duchess», сопровождавший «Barham», после столкновения с линкором в густом тумане. 28 декабря линкор был торпедирован U-30 к северу от Гебридских островов. Торпеда попала между бункерами боеприпасов носовых башен, по левому борту, что вызвало большую течь. В результате взрыва убито 4 из его команды еще 2 получили ранения. Тяжело добрался до порта Ливерпуля. Ремонт длился три месяца, возвратился на службу в апреле 1940 года.

«Бархем» в Ла-Валетте.

Был отправлен обратно к Гибралтару, чтобы присоединиться к Королевскому военно-морскому флоту. Его первая миссия была уничтожить французский флот, стоявший на якоре в Дакаре 3 сентября. В бою HMS Barham был поражен дважды французскими береговыми батареями, 155-мм и 238 мм снаряда убили 9 и 12 моряков получили ранения среди экипажа.
В ноябре он вошёл в Средиземное море, где начал сопровождать конвои к осажденной Мальты, также проводил рейды и атаковал противника на побережье. 3 января 1941 участвовал в бомбардировке Бардия. 28 марта принял активное участие в сражении у мыса Матапан, в котором были потоплены 3 тяжелых крейсера Италии (из них 2 – огнем линкоров «Уорспайт», «Бархем» и «Вэлиент» в ночном бою) и 2 эсминца. Англичане потерь не имели. 1 апреля со своей артиллерии обстреливал город Триполи.
В мае месяце он участвовал в операциях по всему Криту отражал нападения бомбардировщиков Ju 88 27 мая. Одна из бомб попала прямо в одну из башен, были затоплены отсеки и вспыхнул пожар. Своим ходом дошёл до порта Александрии, где судно было отремонтировано для перехода в Дурбан (Южная Африка), где он оставался в сухом доке до 30 июля. Полностью отремонтированный вернулся в Средиземное море.
Уже в Средиземном море 24 ноября был включён в состав эскадры, выходящей из Александрии, для перехвата итальянских конвоев вдоль границ Северной Африки. На следующий день, 25 ноября в 16:30, получил по центру корабля попадание трех из четырех торпед с U-331, которой командовал капитан Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен. Линкор "Бархэм" затонул через 8 минут, унеся жизни 862 членов экипажа из 1257, в том числе погиб капитан Кук. 395 выживших были спасены эсминцами HMS «Hotspur» и HMAS «Nizam».

«Бархем» после торпедирования. Фото с борта ЛК «Вэлиент».

Подводная лодка «U-331».

Средняя немецкая подводная лодка типа VII С. Спущена на воду 20 декабря 1940 года. Водоизмещение – 769/861 тонн. Скорость хода – 17,7/7,6 узлов. Глубина погружения – 250 м (предельная – 295 м). Вооружение – 4 носовых и 1 кормовой 533мм ТА, 14 торпед или 26 мин ТМА, 1х88 пушка (220 снарядов), 1х20 мм зенитка. Экипаж – 49 человек.

Немецкая «семерка».

С 31 марта 1941 года по 17 ноября 1942 года совершила 10 боевых походов. 10.10.1941 лодка вступила в артиллерийский бой с тремя британскими десантными судами и повредила одно из них — HMS TLC-18 водоизмещением 372 брт, однако в результате обстрела получила значительные повреждения. В бою был смертельно ранен боцман субмарины, ещё один артиллерист был ранен. 9 ноября 1942 года потопила вспомогательный военный корабль «Лидстаун» водоизмещением около 9000 брт. 13 ноября 1942 года U-331 была атакована эскортным кораблём и экстренно погрузилась. Из-за последовавшего удара о дно лодка получила серьёзные повреждения.

«U-331» возвращается из похода.

Что интересно – на счету лодки ни одного транспорта! Такое ощущение, что командир предпочитал «охотиться» на дичь, которая «могла дать сдачи». Или с местом охоты не везло?
В начале третьего боевого похода, 17 ноября 1941 года субмарина высадила в Египте диверсионную группу из восьми человек, целью которых было уничтожение железнодорожного полотна (операция «Акула»). Их миссия провалилась, однако U-331 в том же походе повезло.
С 18 по 25 ноября 1941 года, не дождавшись возвращения диверсионной группы, U-331 под командованием обер-лейтенанта Ганса-Дидриха фон Тизенгаузена патрулировала у побережья Северной Африки в районе Соллум - Мерса-Матрух.
25.11.1941, в 14-30 вахтенные заметили на горизонте дым. Направив лодку в направлении дыма, Тизенхаузен вскоре смог рассмотреть мачты эсминца. Затем стало видно крупное соединение боевых кораблей. Они часто меняли курс, лишая Тизенхаузена возможности для перехвата. Однако затем соединение пошло практически прямо на него.
Около 16-00 лодка ушла под воду. Затем в перископ стало видно, как на одном из линкоров поднялись сигнальные флажки - "К повороту приготовиться". Как раз во время поворота соединения лодка смогла проскользнуть внутрь ордера - расстояние между эсминцами во время поворота с сохранением ордера увеличилось до 500 метров, что позволило лодке войти в ордер. Как ни странно, на одном из двух эсминцев, между которыми прошла U-331, была установлена тогда еще экспериментальная модель активного гидролокатора - ASDIC (аналогичные, полученные Союзом по ленд-лизу, именовались «Дракон-129»), который обнаружил лодку, однако капитан его счет, что это то ли косяк рыбы, то ли помехи, вызванные другим эсминцем, также входящим в поворот на большой скорости.
Когда Тизенхаузен снова поднял перископ и довернул лодку в позицию атаки, U-331 находилась точно на траверзе головного корабль колонны, который был определен как линкор класса «Queen Elizabeth». Тизенхаузен произвел залп всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами.
Обычно во время залпа инженер лодки принимал меры к тому, чтобы удержать лодку под водой - когда нос лодки становится легче на 6 тонн, он пытается резко выпрыгнуть из воды. На советских подлодках того времени были предусмотрены торпедозаместительные цистерны, которые в момент выстрела автоматически заполнялись водой, немцы же полагались исключительно на опыт и умение инженера. Опыта инженеру не хватило - рубка лодки, а затем и её нос, выскочили из воды. В перископ было видно, как один из линкоров меняет курс, пытаясь протаранить лодку, а второй ведет по ней огонь вспомогательным калибром.
Спасаясь от таранного удара, штурман задраил люк, ведущий в боевую рубку, командир скомандовал: "Все в нос!", свободные от срочных обязанностей матросы побежали в носовой отсек. Инженер в это время пытался максимально быстро затопить носовые балластные цистерны, однако сильный дифферент на корму мешал ему сделать это (в цистерне образовался "пузырь", который не мог выйти через кингстон, в то время как стравливать воздух в лодку было небезопасно по той же причине). Лодка оставалась на поверхности 45 секунд.
Примерно тогда же, когда верх рубки снова скрылся под водой, в лодке услышали три взрыва, а чуть позже еще один.
Лодку спасло то, что «Valiant» в момент атаки начинал левый поворот, чтобы остаться в ордере после поворота, и не мог быстро переложить руль направо, чтобы протаранить лодку (все-таки, тридцать тысяч тонн водоизмещения - масса весьма инертная), а «Queen Elizabeth» был слишком близко, и стволы вспомогательного калибра не могли опуститься достаточно низко, чтобы попасть в рубку - даже на минимальном угле возвышения они стабильно давали перелёт. Наконец, лодка начала погружаться. Глубиномер Папенберга зашкалил за 20 метров. Барометрический глубиномер дошел до показателя в 80 метров, и остановился. Лодка продолжала погружаться, было слышно потрескивание корпуса, однако глубиномер по-прежнему показывал 80 метров.
Наконец, Тизенхаузен стряхнул оцепенение, приказал инженеру остановить погружение и послал матроса в носовой отсек к резервному глубиномеру. Матрос вернулся бледный - стрелка глубиномера лежала на ограничителе, что означало, что глубина превышала 260 метров - при том, что записанная в документах предельная глубина у подлодки проекта VII-B составляла 100 метров, а реально её опускали максимум на 150. К счастью, во время экстренного погружения лодка сумела практически ускользнуть из ордера, а сильный взрыв на борту «Barham» заглушил шумы погружения лодки полным ходом.
Как выяснилось, один из матросов в спешке перекрыл не тот вентиль, и отключил глубиномер центрального поста от соответствующего кингстона. Когда вентиль был открыт, стрелка глубиномера также легла на ограничитель. Лодку срочно подняли на приличную глубину, и направили прочь от ищущих её эсминцев. Уйти от них было неожиданно легко. В 2100 лодка всплыла на поверхность. Уже позже командиру сообщили, что потопленный им корабль - HMS «Bahram», что он попал тремя торпедами из четырех, причем одна вызвала возгорание, а затем и взрыв в артиллерийском погребе. Barham перевернулся и затонул.
Британцы были настолько потрясены потерей, что официально признали её только через 2 месяца после потопления.

Награждение командира немецкой подводной лодки U-331 капитан-лейтенанта Ганса-Дитриха фон Тизенгаузена (Freiherr Hans-Diedrich von Tiesenhausen, 1913—2000) Рыцарским крестом за потопление британского линкора «Бархэм» (HMS Barham).

Первый слева от фон Тизенгаузена — командир 23-й флотилии подводных лодок кригсмарине капитан-лейтенант Фриц Фрауэнхайм (Fritz Frauenheim, 1912—1969).
Потоплена U-331 17 ноября 1942 года в Средиземноморье к северу от Алжира в районе с координатами 37°05′ с. ш. 02°27′ в. д. После получения тяжёлых повреждений в результате атаки самолёта типа «Hudson» лодка сигнализировала о сдаче, однако была потоплена атаковавшим британским самолётом типа «Albacore» с авианосца «Formidable». 32 человека погибли, 17 членов экипажа, включая командира, были выловлены приводнившимися британскими самолётами и попали в плен.

"Альбакор" атакует.

Линкор «Бархем» оказался единственным английским линкором, потопленным в открытом море подводной лодкой. Вообще, что интересно, английский флот как бы «коллекционировал» причины гибели линейных кораблей. Каждый из них погибал «по-своему». Ну, или оптимисты могут сказать, что RoyalNavy дважды на одни грабли не наступал?
1. Линкор «Одэйшес», погиб, подорвавшись на мине. 27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательнымминным заградителем «Берлин». Капитан попытался подвести тонущий корабль к берегу и выбросить на мель, но в 10:50 машинное отделение было затоплено и «Одейшес» потерял ход.
Лайнер «Олимпик» при помощи эсминца «Фьюри» взял аварийный корабль на буксир, однако сильно осевший в воду и неуправляемый «Одейшес» оборвал тросы. Затем крейсер «Ливерпуль» пытался буксировать линкор и также потерпел неудачу.
В 19:15 корма скрылась по водой, остававшиеся на линкоре члены экипажа были эвакуированы.
В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».
2. Линкор «Вэнгард», погиб от внутреннего взрыва. 9 июля 1917 года произошёл взрыв пороховых погребов линкора «Вэнгард», стоявшего на якоре в гавани. Линкор вместе с 843 моряками затонул практически мгновенно. Причина взрыва не была установлена точно; наиболее вероятная версия — незамеченное самовозгорание угольной пыли в бункерах, перекинувшееся на соседние отсеки
3. Линкор «Ройал Оук», потоплен подлодкой, находясь в базе. 14 октября 1939 года, с началом прилива, немецкая подлодка «U-47» (командир капитан-лейтенант Гюнтер Прин) благополучно проскользнула на рейд якорной стоянки Скапа-Флоу. В одном из кораблей противника Прин узнал английский линкор «Royal Oak», другим было вспомогательное судно «Pegasus».
«Royal Oak» ввиду своего пожилого возраста использовался как плавучая зенитная батарея, а его мощные орудия должны были прикрывать близлежащую акваторию. В это время на «Royal Oak» было 1200 человек экипажа, 200 из которых находились на вахте. На корабле была введена светомаскировка.
В 1:04 14 октября прозвучал взрыв. Большинство из экипажа корабля решило, что это следствие атаки самолёта. Общая тревога не была поднята. Через несколько минут (в 1:16) раздались ещё несколько взрывов. Корабль начал быстро крениться на правый борт. Один из взрывов повредил систему освещения и громкую связь. Последний взрыв вызвал детонацию одного из погребов. Вспышки и пламя ввели в заблуждение тех, кто уже был на палубе. Создалась иллюзия атаки с воздуха. В 1:29 минут корабль перевернулся и затонул на глубине 30 метров. Погибло 833 моряка.
4. Линкор «Бархем», 25.11.1941 г. потоплен немецкой подводной лодкой в Средиземном море.
5. Линкор «Принц Уэльский», потоплен японской авиацией. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок«Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.
Таким образом, из пяти потерянных Англией линейных кораблей-дредноутов, НИ ОДИН не погиб от артиллерийского огня крупных кораблей противника!
Линейным крейсерам Британии в этом плане «повезло» больше – «Индефатигейбл», «Куин Мэри» и «Инвинсибл» погибли во время Ютландского сражения, «Худ» – потоплен артиллерией «Бисмарка» и только «Рипалс» был утоплен японской авиацией, вместе с линкором «Принц Уэльский».

Автор:Игорь Андреев.

В продолжение темы:Гибель линкора "Бархэм" и мистика.

[Источники]Источники:
http://maxpark.com/.
http://maxpark.com/.
Источник:http://topwar.ru/.



Взрыв линкора «Бархем».
Tags: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ., ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., КРИГСМАРИНЕ., Линкоры., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments