navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Прадедушка немецкого подводного флота.


«Морские колоссы с каждым днём приближаются к своему концу, так же,
как и могучие броненосцы, несмотря на все усовершенствования,
какие вводят в них французские и английские адмиралтейства,
и будущий век закончит начинающуюся смертельную борьбу
между этими чудовищами и скромными подводными лодками…
Мониторы, броненосцы и прочие представляют собой теперь
только траурные дроги устарелого флота».

Вильгельм Бауэр.

В наше время имя Вильгельма Бауэра мало кто слышал — гораздо более известен названный в его честь немецкий «электробот» U 2540 XXI серии, построенный в самом конце Второй мировой войны и сохранившийся в виде корабля-музея. Но когда-то имя конструктора первой немецкой подлодки было на слуху у европейских монархов, с некоторыми из них он общался лично. Его талант, изобретательность и неукротимая энергия ставят его в ряд наиболее известных изобретателей XIX века. Чем же прославился Бауэр.

В экспозиции военно-исторического музея бундесвера в Дрездене, посвящённой истории немецкого военного флота, немало интересных предметов. На общем фоне макетов, якорей и флагов выделяется странный чёрный объект, похожий на контейнер или малогабаритный разборный дом размерами примерно восемь метров в длину и два в высоту. Сверху расположена небольшая надстройка, отдалённо напоминающая рубку. Только подойдя ближе и прочитав табличку с описанием экспоната, можно убедиться: это настоящая подводная лодка.
Называется она «Брандтаухер» (Brandtaucher, от нем. Brand — «мина», «заряд», и Taucher — «ныряльщик»), и на сегодня это самая старая в мире субмарина из уцелевших до наших дней. Именно за ней последовали все тысячи подлодок, построенных в Германии, поэтому по аналогии со знаменитым ботиком Петра I её смело можно назвать «прадедушкой германского подводного флота». Впрочем, этим титулом можно наделить и её конструктора Вильгельма Бауэра.

Вильгельм Бауэр и его первые эксперименты.

Себастьян Вильгельм Валентин Бауэр (Sebastian Wilhelm Valentin Bauer) родился 23 декабря 1822 года на берегах Дуная, в южном баварском городке Диллинген-ан-дер-Донау. В юности он выучился ремеслу токаря, но, будучи сыном солдата, сам пошёл по военной стезе. В звании капрала Бауэр служил в 10-й полевой батарее в Баварском вспомогательном корпусе, когда началась датско-прусская война 1848–1850 годов за герцогства Шлезвиг и Гольштейн.
В своих воспоминаниях Бауэр писал, что его впечатлил ущерб, который наносил артиллерийским огнём датский флот, доминировавший в прибрежной зоне. Это заставило Бауэра задуматься: нельзя ли нанести удар с помощью управляемого подводного аппарата, который мог бы транспортировать и прикреплять к вражеским кораблям взрывчатку? В апреле 1848 года войска Германского союза осадили датские укрепления у деревни Дюппель в Шлезвиге. В день штурма крепости, 13 апреля, Бауэр снова вспомнил о своей идее: Зонденбургский мост, находившийся в руках датчан, тоже можно было взорвать, применив подводный аппарат.

Себастьян Вильгельм Валентин Бауэр, 1822–1875.

После того как, согласно Берлинскому перемирию от 10 июля 1849 года, баварские войска были выведены из земли Шлезвиг-Гольштейн, Бауэр был вынужден вернуться в Баварию. Там он начал строить модели подводных судов и провёл с ними эксперименты в Ингольштадте и Мюнхене. На основании результатов этих опытов он спроектировал свою первую подводную лодку. Прежние наблюдения за резвящимися в море дельфинами надоумили его взять за образец формы, созданные самой природой: обводы моделей Бауэра напоминали дельфина.
В январе 1850 года Вильгельм Бауэр покинул Баварский вспомогательный корпус и поступил в армию Шлезвиг-Гольштейна в качестве артиллерийского унтер-офицера. Оказавшись в городе Рендсбург, он сразу же ознакомил новое начальство со своими планами постройки подводной лодки. Проект был передан Морскому министерству, которое выделило Бауэру средства на постройку действующей модели. Приблизительные размеры модели, построенной Бауэром с помощью помощника-механика в Киле, были 70×18×27 см. Бауэр продемонстрировал её представителям Морского министерства в Кильской гавани. Запущенная при помощи часового механизма, модель лодки погрузилась и двигалась горизонтально под водой в течение пяти минут.
Два балластных цилиндра были установлены внутри корпуса, но их поршни могли управляться извне, чтобы заставить модель двигаться по поверхности или погружаться. Тщательная корректировка веса позволяла изобретению Бауэра оставаться под водой неподвижным или двигаться вперёд при помощи трёхлопастного винта, приводимого в движение часовым механизмом. В передней части модели была установлена надстройка с фронтальным окном, в задней части — прообраз будущей рубки. Пробковый настил верхней палубы улучшал остойчивость и плавучесть модели. В своих воспоминаниях Бауэр пишет, что ему предложили оставить модель властям Шлезвиг-Гольштейна, но он опасался, что его идеи могут украсть, и уничтожил её при помощи топора.
«Брандтаухер» — подлодка, построенная вскладчину
10 апреля 1850 года бывший прусский генерал Карл Вильгельм фон Виллизен (Karl Wilhelm von Willisen) возглавил войска герцогств Шлезвиг и Гольштейн. По его приказу создали военно-морскую комиссию, которой было поручено строительство полноразмерной лодки по проекту Вильгельма Бауэра. Первоначально строительство велось в Рендсбурге на чугунолитейном заводе Карла Холлера. Однако после июльского поражения в битве у Идштедта армия герцогств отступила, и фронт приблизился к Рендсбургу. Это, а также проблемы транспортировки готовой лодки в Киль, заставило Бауэра продолжать работу на чугунолитейном заводе Швеффеля и Ховальдта, расположенном непосредственно в Киле.
Средства на постройку «Брандтаухера» собирались по открытой подписке за счёт добровольных взносов от армии и гражданского населения, но их оказалось недостаточно для того, чтобы построить лодку в точном соответствии с проектом Бауэра. Изобретателю было предложено исходить из той суммы, что была собрана, и Бауэру, несмотря на все его протесты, пришлось изменить первоначальную конструкцию лодки. Он был вынужден уменьшить толщину стальных пластин, которыми обшивался деревянный корпус лодки, с 12 до 6 мм. Прочность шпангоутов была наполовину снижена, а расстояние между ними увеличилось. Систему дифферентовочных цистерн, предусмотренных первоначальным проектом, пришлось заменить подвижным чугунным грузом массой 500 кг, который можно было перемещать по длинному рельсу вдоль корпуса лодки при помощи маховичка. Балластная вода теперь просто забиралась в трюм лодки, вместо запланированных ранее балластных цистерн. Для компенсации снижения веса, которое произошло в результате изменений в конструкции лодки, на неё был установлен дополнительный балласт.
Изобретатель предупредил членов военно-морской комиссии, что все изменения значительно ухудшат возможности лодки, в том числе и в отношении расчётной глубины погружения, которая изначально должна была составлять около 30 м. Увы, ко всем этим доводам Бауэра никто не прислушался.

Модель «Брандтаухера» в разрезе.

Любопытной выглядела двигательная установка лодки: она состояла из двух больших колёс, приводимых в движение двумя членами экипажа, которые просто шагали по опорам-ступенькам, прикреплённым к ободу колёс. Вращающий момент через зубчатую передачу передавался на гребной винт. Понятно, что запас хода такого «двигателя» был невелик и напрямую зависел от физической формы и состояния гребцов. Вооружением лодки служила закреплённая на палубе лодки пороховая мина с крюками, которыми она должна была прикрепляться к килю вражеского корабля или другому объекту. Делалось это изнутри лодки при помощи водолазных рукавиц-манипуляторов. Затем заряд дистанционно подрывался при помощи электрозапала, на который из лодки подавался ток по электрическому проводу.
Строительство подводной лодки было завершено 18 декабря 1850 года. Лодка имела следующие характеристики:
длина — 8,07 м;
ширина — 2,01 м;
осадка (с учётом 20-тоннного балласта) — 2,63 м;
водоизмещение надводное (с учётом 20-тоннного балласта) — 27,5 тонны;
водоизмещение подводное — 30,5 тонны;
экипаж — три человека.
«Брандтаухер» был доставлен с завода по рельсам и спущен на воду при помощи парохода «Бонин» на глазах у собравшейся изумлённой толпы. Вечером Бауэр провёл пробное испытание лодки на поверхности Кильского эстуария. По воспоминаниям изобретателя, датские корабли, которые осуществляли блокаду, сразу покинули эстуарий и встали на якорь за его пределами. Ничего удивительного в этом нет: сбор средств на «Брандтаухер» вёлся открыто, строительство не было засекречено, и датчане на всякий случай приняли меры предосторожности.
В начале января 1851 года «Брандтаухер», пришвартованный у борта парохода «Бонин», по неизвестным причинам неожиданно затонул и лёг на дно на мелководье. Лодка была поднята, очищена, отремонтирована и приведена в готовность к дальнейшим испытаниям.
Успехи и неудачи первой немецкой субмарины
1 февраля 1851 года в 9 часов утра Бауэр и двое добровольцев: кузнец Вильгельм Томсен (Wilhelm Thomsen) и плотник Фридрих Витт (Friedrich Witt) — вошли на борт «Брандтаухера» и загерметизировали люк. В планах конструктора было продемонстрировать представителям военно-морской комиссии возможности лодки по погружению и движению под водой. Несмотря на то что тогда ни у членов комиссии, ни у Бауэра не было никакого опыта глубинных погружений, никто не принял абсолютно никаких мер предосторожности.
Лодка стала медленно уходить под воду. Два первых кратковременных погружения и всплытия прошли вполне удачно. Затем Бауэр решил увеличить глубину погружения, и тут разразилась катастрофа. По словам Бауэра, на глубине 9,4 м с обоих бортов лодки стал раздаваться треск и скрежет, после чего «Брандтаухер» начал неконтролируемо уходить на дно. Лодка легла кормой на грунт и оказалась на глубине 16,3 м с дифферентом в 34°. Члены команды попытались переместить 500-килограммовый регулировочный груз, но эти попытки остались безуспешными.

Схема «Брандтаухера» в том виде, в котором он был построен.

На «Брандтаухере» были два ручных насоса, с производительностью около 1,3 и 1,7 кубометра в час, но их всасывающие головки были расположены неудачно. В связи с тем, что лодка лежала с дифферентом, один насос не смог работать нормально, а второй не заработал вовсе. Вода медленно прибывала через разошедшиеся швы и ослабленные из-за деформации корпуса заклёпки.
Испуганные компаньоны Бауэра пытались устранить течи и выкачать воду одним работавшим насосом, но Бауэр понял, что прибывающая вода может стать спасением. Он сообразил, что, когда сжатый воздух выровняет внутреннее и внешнее давление, появится возможность открыть люк и всплыть на поверхность. Бауэр смог уговорить обоих членов своей команды прекратить устранять утечки, потому что это только задержит их спасение и заставит израсходовать ценный кислород. Вместо этого он убедил их оставить всё как есть и попытаться сохранить свои силы.
Четыре с лишним часа трое мужчин находились в железной ловушке под толщей воды. В это время Бауэр вдруг услышал звон цепей, раздавшийся снаружи: это по приказу военно-морской комиссии предпринимались безуспешные попытки вытащить лодку. Бауэр вполне оправданно испугался того, что эти действия могут воспрепятствовать их спасению. Он дал приказ вывинтить железный прут из насоса и использовать его, чтобы открыть люк.
Хлынувший внутрь лодки поток холодной воды был наградой за усилия. Самый сильный из всех троих спиной стал выдавливать люк, который внезапно распахнулся, и потоком воздуха счастливчика вынесло в море. Мгновенно Бауэр схватил своего второго компаньона, который инстинктивно предпринимал отчаянные попытки удержаться внутри лодки, изо всех сил дёрнул того за волосы, и они оба были выброшены наружу оставшимися запасами воздуха.

«Брандтаухер» в Дрезденском военно-историческом музее бундесвера, фото автора.

Дальнейшее описал в своей книге «Люди, корабли, океаны» писатель Хельмут Ханке:
«Пасмурным днём 1 февраля 1851 года на стенке Кильской гавани толпились люди, которые, невзирая на холод, терпеливо ожидали чего-то уже несколько часов, не сводя глаз с небольшого участка акватории, где галсировало все это время несколько флотских ботов. На ботах визжали лебёдки, гремели цепи. Ветер доносил до берега отрывистые слова команд. На этом месте во время своего пробного выхода потерпела аварию первая немецкая подводная лодка. Безрезультатные попытки спасти корабль, или по крайней мере людей, длились уже семь часов… И вдруг это гнетущее напряжение разрядилось взрывом ликующих криков. Все увидели, как из ледяных свинцово-серых волн, словно дельфины, выскочили один за другим три человека, составляющие экипаж затонувшей лодки».
Так произошло первое в истории спасение команды с затонувшей подводной лодки. Во многих других аналогичных случаях, относящихся к XIX веку, экипажи лодок погибали.
Немецкие учёные в разное время пытались проанализировать причины, по которым «Брандтаухер» оказался на дне. По мнению современника Бауэра, профессора физики из Киля Г. Карстена (G. Karsten), лодка затонула из-за того, что силовой набор корпуса значительно ослабили по сравнению с изначальным проектом. Другой немецкий специалист, Ганс-Георг Бетге (Hans-Georg Bethge), рассчитал, что если бы «Брандтаухер» был построен согласно оригинальной конструкции Бауэра, то это позволило бы ему иметь рабочую глубину погружения 25–27 м. Также, по мнению Бетге, затопления лодки можно было избежать, если бы на неё поставили уравнительную систему из нескольких цистерн (как изначально и планировал сам Бауэр). Несмотря на отсутствие горизонтальных рулей, управление глубиной погружения было бы вполне возможно путём перекачки воды в этих цистернах. Вместо них, как было упомянуто, установили 500-килограммовый балласт, ставший одной из причин аварии.
Скитания по Европе — от Лондона до Санкт-Петербурга
В апреле 1851 года Вильгельм Бауэр вернулся в Мюнхен. Там он построил очередную модель подводной лодки, но уже по усовершенствованному проекту. Бауэр демонстрировал её всем, кто проявлял интерес, в том числе и европейским монархам: королю Баварии Максимилиану II и австрийскому императору Францу-Иосифу. Увы, до финансирования проекта дело так и не дошло.

Вид на «Брандтаухер» в музейном зале сзади. Заметна оригинальная конструкция гребного винта, руль и его цепные тяги.

Тогда Бауэр обратил свой взор на Англию, где наконец-то нашёл поддержку у принца Альберта и добился финансовой помощи для проведения дальнейших экспериментов. В ноябре 1853 года принц предложил Бауэру построить лодку для Великобритании, и Бауэр выбрал для этого лондонскую верфь «Скотт Рассел и Ко». Договор предусматривал завершение строительства лодки в марте 1854 года, но работа шла очень медленно. К тому же Бауэр обнаружил, что контракт был финансово невыгоден для него, и был вынужден покинуть Великобританию, практически ничего не получив за работу. Хозяин верфи Джон Скотт Рассел закончил постройку лодки без участия Бауэра, но она утонула вместе с экипажем во время первого же испытания.
Тем временем началась Крымская война, и идеи Бауэра вызвали интерес у русского царского двора. Великий князь Константин пригласил изобретателя в Санкт-Петербург, где тот получил возможность построить свою подводную лодку на машиностроительном заводе, принадлежавшем герцогу Лейхтенбергскому. Субмарина была построена 1 ноября 1855 года. Она получила от Бауэра имя «Зеетойфель» (Seeteufel — нем. «морской дьявол») и на этот раз полностью соответствовала проектным чертежам и первоначальной конструкции Бауэра — в отличие от «Брандтаухера» и его английского собрата.
Всего было совершено 134 погружения «Зеетойфеля»: лодка двигалась вперёд и назад, поворачивала, всплывала, затем снова погружалась. Во время 134-го погружения «Зеетойфель» должен был пройти под судном, поставленным на мелководье, да ещё с обилием водорослей на дне. При попытке пройти под судном лодка зарылась носом в песок, а винт запутался в водорослях и обрывках сетей. Бауэр выкачал из цистерн воду, сбросил упавший на дно чугунный балласт, и носовая часть «Зеетойфеля» поднялась на поверхность.

Оригинальная подпись к этой гравюре убеждает зрителя, что перед ним «Брандтаухер», однако размеры изображённой лодки подходят скорее для «Зеетойфеля», достоверных изображений которого не сохранилось. Да и сюжет рисунка совпадает с описанием одного из погружений: в период испытаний «Зеетойфель» был привлечён для придания пышности коронации Александра II. На борт взошли четверо музыкантов с инструментами, лодка погрузилась, и экипаж под аккомпанемент небольшого оркестра исполнил гимн «Боже, царя храни!», звуки которого слышались на поверхности воды. Это произвело большое впечатление на присутствующих.

Существует две версии того, что произошло дальше. Согласно первой из них, лейтенант российского флота H. A. Федорович увидел, что нос лодки поднялся, бросился к люку, открыл его и выскочил наружу. Через люк в лодку хлынула вода, и экипаж по приказу Бауэра быстро покинул «Зеетойфель». Согласно другой версии, первым из лодки выбрался сам Бауэр. В официальном российском отчёте фигурирует именно этот вариант событий, что неудивительно: одним из составителей отчёта был лейтенант Федорович.
Как бы то ни было, «Зеетойфель» оказался на дне. В дальнейшем он был поднят, но не восстанавливался. По итогам испытаний комиссия пришла к выводу, что подводная лодка Бауэра не удовлетворяет условиям, записанным в контракте, в результате чего Бауэр не получил тех денег, на которые рассчитывал. После долгих безуспешных переговоров и тяжб Бауэр был уволен с российской морской службы и в 1858 году вернулся в Мюнхен.

Последние изобретения Бауэра.

В последующие годы Бауэр, не бросая занятия по проектированию подводных лодок, работал над проектом водолазного колокола, разрабатывал способы поднятия затонувших кораблей, конструировал газовый двигатель для подводных лодок и подводные пушки для них же. Он по-прежнему путешествовал по Европе, пытаясь найти финансирование. В Триесте он продемонстрировал свою камеру для погружений и изобретённый им способ поднятия затонувших кораблей при помощи устройства, которому дал название «верблюд». Тут ему наконец улыбнулась удача: в марте 1861 года «верблюд» нашёл практическое применение и использовался для поднятия со дна Боденского озера почтового парохода «Людвиг» (Ludwig).

Вильгельм Бауэр во время работ по подъёму парохода «Людвиг» на Боденском озере, 1863 год.

Начавшаяся в 1864 году германо-датская война, казалось, обещала Бауэру большие шансы на реализацию подводных проектов и других изобретений. Он наконец-то поступил на прусскую службу и в небольшом городке Артхусберге неподалёку от Штеттина начал работу над своим последним проектом подводной лодки — «Кюстенбрандер» (Küstenbrander; от нем. Küsten — «побережье» и Brand — «пожар»). Самым интересным в проекте этой лодки была идея единого двигателя конструкции Бауэра для надводного и подводного хода. Она была воплощена в жизнь на совершенно ином техническом уровне спустя многие десятилетия в проектах подводных лодок другого немецкого конструктора, доктора Гельмута Вальтера. Однако «Кюстенбрандер» Бауэра так и не был построен.
В течение последующих лет Бауэр работал над созданием двигательных установок для подводных лодок, а также над многими другими проектами. К этому времени здоровье беспокойного изобретателя, никогда о нём не заботившегося, было подорвано: нервный кризис и артрит приковали его к постели и инвалидному креслу. 20 июня 1875 года Вильгельм Бауэр скончался в Мюнхене.

Гравюра из немецкого журнала изображает барокамеру конструкции Бауэра: слева — в транспортировочном положении, справа — за работой.

Нет сомнений, что многие идеи Бауэра далеко опередили своё время. Его интересы не ограничивались проектированием подводных лодок и механизмов для водолазных работ — он конструировал ледоколы, дирижабли и многое другое. Разработки Бауэра были настолько неординарны для своего времени, что нашлось слишком мало желающих оказать ему поддержку. Несомненно, получи он большее финансирование, многие его идеи могли быть реализованы.
Вторая жизнь «Брандтаухера»
Из всех детищ Бауэра наиболее интересная судьба ждала его первенца — «Брандтаухер». Затонувшая лодка была формально принята военно-морским комитетом 15 февраля 1851 года, после чего было сделано несколько безуспешных попыток поднять её. Датчане, вскоре вернувшие под свою власть Шлезвиг и Гольштейн, также предпринимали неудачные попытки добраться до лодки в 1855 и 1856 годах. После этого о «Брандтаухере» все совершенно забыли, а в 1866 году Киль окончательно перешёл под юрисдикцию Пруссии. «Брандтаухер» оставался под водой до 1887 года, пока не был обнаружен совершенно случайно: в том месте, где он лежал, начались работы по углублению дна. Лодка была поднята на поверхность 5 июля 1887 года, через 36 после её гибели, и через 12 лет после смерти Бауэра. Она была вся забита грязью и сильно повреждена.
Вдова изобретателя Софи Бауэр обратилась в поисках помощи к баварскому принцу-регенту, и тот попросил германского императора проявить «благосклонность» к находке. После того как «Брандтаухер» провалялся несколько лет на верфи, а затем в саду военно-морской академии, он по приказанию императора Вильгельма II наконец-то был передан в Берлинский музей океанографии. Там лодка пробыла до окончания Второй мировой войны. В 1950-е годы правительство ФРГ предложило передать её Восточной Германии, но руководители ГДР отказались. С 1963 по 1965 годы «Брандтаухер» проходил реконструкцию на верфи «Нептун» в Ростоке. Работы проводились под руководством уже упомянутого Ганса-Георга Бетге, который произвёл точные измерения размеров лодки и другие расчёты.

Принятая в состав кригсмарине в апреле 1945 года, после войны лодка U 2540 вошла в состав ВМС ФРГ. В 1960 году она получила имя «Вильгельм Бауэр». Это единственный «электробот», сохранившийся до наших дней.

21 августа 1965 года первая немецкая подводная лодка стала экспонатом Потсдамского военно-исторического музея. Позднее часть экспонатов, в том числе и «Брандтаухер», были перемещены в Дрезден, в музей Народной Армии ГДР (ныне — Военно-исторический музей бундесвера), где «прадедушка немецкого подводного флота» и сейчас доступен для осмотра всем желающим.
Автор благодарит Дмитрия Пескина и Евгения Скибинского за помощь в работе над статьёй.
Автор:Виталий Торопцев.
[Источники]Источники:
Литература:
Балабин В. В. Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте — М.: «Наука», 2008.
Нарусбаев А. А. Катастрофы в морских глубинах. — Л.: «Судостроение», 1989.
Стволинский Ю. М. Конструкторы подводных кораблей — Л.: Лениздат, 1984.
Ханке Х. Люди, корабли, океаны — М.: «Судостроение», 1976.
Burgoyne, Alan Hughes. Submarine navigation past and present — G. Richards, London, 1903.
Hofmann Friedrich. Wilhelm Bauer’s unterseeische Fahrten — Die Gartenlaube, 1863.
SPUMS Journal, Volume 29, No.2, June 1999.
Источник:http://warspot.ru/.



Tags: ГЕРМАНИЯ., ИСТОРИЯ., ПЛ., Третий Рейх., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы.III.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments