navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Флагман адмирала Того.


Победой в русско-японской войне Япония во многом обязана своему военно-морскому флоту, ядро которого состояло из шести эскадренных броненосцев, весьма близких друг к другу по техническим характеристикам. Самым прославленным из этой шестёрки по праву считается броненосец «Микаса» – флагманский корабль адмирала Того. Во всех генеральных сражениях той войны он был главной целью для русских артиллеристов, но, несмотря на тяжёлые повреждения, остался в строю до самого конца и стал настоящей легендой.
Рождение «великолепной шестёрки».

Одержав блестящую победу над Китаем, в 1895 году Япония заявила на весь мир о рождении новой азиатской державы, претендующей на ведущую роль в регионе. Однако воспользоваться плодами победы ей не довелось. Тройственная интервенция, предпринятая с участием России, вынудила Японию вернуть Китаю крепость Люйшунь, позже ставшую русским Порт-Артуром, а также отказаться от притязаний на Маньчжурию. Противостоять России, начавшей мобилизацию войск Приамурского военного округа и сосредоточившей на Дальнем Востоке мощную эскадру, Япония не могла, однако с тех пор в Стране восходящего солнца взяли курс на подготовку к войне с северным соседом.
Географические особенности будущего театра военных действий говорили о том, что решающую роль в грядущей войне будет играть флот. Уже в 1894 году в Англии были заказаны два новейших эскадренных броненосца «Фудзи» и «Ясима», но для успешной войны с русским флотом этого явно не хватило бы. Десятилетняя судостроительная программа, принятая в 1895 году и дополненная годом спустя, предусматривала постройку ещё четырёх броненосцев, шести броненосных и шести бронепалубных крейсеров, 23 истребителей и 63 миноносцев. Большую часть кораблей планировали заказать за границей, поскольку японская судостроительная промышленность была ещё недостаточно развита. Деньги на оплату заказа имелись: Япония получила от Китая контрибуцию в 365 млн иен, а также крупные кредиты от США и Великобритании. Помимо покупки кораблей за границей, в Японии создавались порты для их базирования, была развёрнута программа модернизации собственных верфей, увеличивались запасы угля, боеприпасов, запасных частей. Особое внимание уделялось подготовке личного состава.

Эскадренный броненосец «Фудзи», 1898 год
tsushima.su

Основу японских ВМС должны были составить шесть эскадренных броненосцев. И если первые два («Фудзи» и «Ясима», вошедшие в строй в 1897 году) вполне соответствовали требованиям времени, то следующие четыре корабля должны были превзойти их по всем параметрам, став сильнейшими в мире. Чтобы добиться этого, проектировщики не стали экономить на размерах, и водоизмещение новых броненосцев превысило 15 000 т, тогда как в большинстве других стран в целях экономии старались «уложиться» в 10 000–12 000 т.
Все четыре корабля оказались очень близки по техническим характеристикам. Только последний броненосец из этой программы — будущий «Микаса» — строился с некоторыми изменениями, касавшимися, прежде всего, бронирования. Во-первых, сама броня теперь закалялась по способу Круппа, а не Гарвея, что повысило её сопротивляемость снарядам примерно на 15–20%. 152-мм орудия на главной палубе поместили в единой батарее, защищённой сплошным (третьим) броневым поясом толщиной 152 мм, вместо индивидуальных казематов, как на предшественниках. Несколько изменилась схема подачи боеприпасов для орудий главного калибра, которую разбили на два этапа, чтобы снизить вероятность проникновения огня по элеваторам от орудий в погреб. Кроме того, повысилась скорость заряжания орудий. Подробные тактико-технические характеристики броненосца «Микаса» приведены в таблице в конце статьи.

«Микаса» у берегов Англии, 1902 год
kreiser.unoforum.pro

Закладка «Микасы» состоялась на верфи завода «Виккерс» 24 января 1899 года, а приёмные испытания завершились уже 1 марта 1902 года. Стоимость постройки составила около 1 млн фунтов стерлингов, или около 9,5 млн рублей по тогдашнему курсу. Для сравнения, в России 9 млн рублей стоил броненосный крейсер «Громобой», а каждый броненосец типа «Бородино» обошёлся русской казне примерно в 13 млн рублей. В конце 1902 года все шесть новых броненосцев были уже в японских водах. Десятилетняя программа оказалась выполненной досрочно, что позволило Японии добиться перевеса над российским флотом на Дальнем Востоке.
Весь 1903 год японский флот провёл в учебных плаваниях и стрельбах. Подготовке артиллеристов способствовало то, что, помимо самих кораблей, в Англии закупили полный комплект запасных стволов для артиллерии главного калибра — 24 штуки. В ноябре место командующего японским флотом занял вице-адмирал Хэйхатиро Того. Японский флот был разбит на три эскадры, все шесть новых броненосцев вошли в 1-й боевой отряд 1-й эскадры. Свой флаг Того держал на «Микасе», командиром которого стал капитан 1-го ранга Хикодзиро Идзити. Кроме того, на «Микасе» разместился штаб командующего флотом. В январе 1904 года все корабли были перекрашены в защитный тёмно-серый цвет.
Указ императора о начале военных действий на «Микасе» получили 24 января 1904 года после полуночи. 25 января главные силы флота вышли из Сасебо и направились к Порт-Артуру. Их цель состояла в том, чтобы уничтожить или блокировать корабли порт-артурской эскадры под командованием вице-адмирала О. В. Старка. Вечером 26 января от японской эскадры отделились три отряда истребителей, которые без объявления войны атаковали русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этой атаки японцы сразу захватили превосходство на море: два русских броненосца и крейсер получили повреждения и надолго вышли из строя. Утром 27 января состоялось первое сражение главных сил на море: японский флот подошёл к Порт-Артуру, чтобы добить русскую эскадру.
Боевое крещение
Первый бой между японской и русской эскадрами продлился недолго. Сражение началось около 11:00 (по другим данным — в 11:07) и завершилось уже в 11:45. Несмотря на то что японцы имели превосходство (шесть броненосцев и пять броненосных крейсеров против пяти русских броненосцев и одного броненосного крейсера), добиться успеха им не удалось. Ни одна из сторон не получила серьёзных повреждений, несмотря на большое число выпущенных снарядов. В «Микасу» попало два 254-мм снаряда, выпущенных с «Пересвета» или «Победы». Один из них, разорвавшись у основания грот-мачты, ранил 7 человек и разрушил часть кормового мостика. Другим снарядом с грот-мачты срезало верхушку, был сбит боевой флаг. Несмотря на отступление японской эскадры, боевой дух русских моряков упал, и они предпочли укрыться в гавани, отдав японцам контроль над морем.
Дальнейшее участие главных сил японского флота свелось к прикрытию операций по блокированию Порт-Артура брандерами. 25 февраля «Микаса» участвовал в перестрелке с русскими крейсерами «Баян», «Аскольд» и «Новик». 10 марта «Микаса» с другими броненосцами 1-го боевого отряда принял участие в бомбардировке Порт-Артура, выпустив 21 снаряд главного калибра — в броненосцы «Ретвизан», «Севастополь» и крейсер «Аскольд» попало по одному снаряду (без значительного ущерба).
22 марта японцы собирались повторить обстрел, но в этот раз их ждал сюрприз. Едва «Фудзи» и «Ясима» приступили к бомбардировке, как вокруг них стали падать снаряды с «Ретвизана» и «Победы». Один из снарядов упал всего в нескольких метрах от «Фудзи», после чего японцы свернули операцию от греха подальше. К тому же в море показалась русская эскадра, которая попыталась навязать японцам бой под прикрытием береговых батарей. Несмотря на численное превосходство, японцы отступили. Столь высокая активность русской эскадры была связана с прибытием в Порт-Артур адмирала С. О. Макарова, который начал готовить корабли к сражению с японским флотом. Увы, уже 31 марта Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск». Короткий период активности русского флота сменился полнейшей апатией, благодаря чему японцы оборудовали для своего флота якорную стоянку у островов Эллиот, расположенных рядом с Порт-Артуром. Теперь они могли вести блокаду более эффективно, почти всё время находясь вблизи крепости.

«Микаса» в июле 1904 года
humus.livejournal.com

Сражение в Жёлтом море
Следующее генеральное сражение двух флотов состоялось 28 июля, когда русская эскадра пошла на прорыв во Владивосток. Как флагман, «Микаса» был главной мишенью для русских артиллеристов и получил наиболее тяжёлые повреждения из всех японских кораблей, принимавших участие в сражении. В него попало от 20 до 22 снарядов, из которых 13–14 были крупных калибров (305 и 254 мм).
В первой фазе боя в корабль попало семь снарядов — все крупного калибра, так как бой в тот момент вёлся на большой дистанции. Уже в самом начале боя два снаряда, разорвавшись на спардеке, убили 12 и ранили 5 человек. В 12:55 305-мм снаряд попал в 178-мм броневую плиту правого борта (напротив носового барбета). Плита раскололась, в ней образовалось отверстие неправильной формы размером около метра. Пробоина находилась рядом с ватерлинией и могла привести к серьёзным затоплениям, но, к счастью для японцев, море было спокойным.
Во второй фазе боя вышла из строя кормовая башня главного калибра. По мнению самих японцев, в правое 305-мм орудие кормовой башни попал русский снаряд, который уничтожил само орудие и вывел из строя соседнее. Сила удара была такова, что раскололась 254-мм лобовая плита. Однако, по мнению английского военно-морского атташе капитана Пакинхэма, находившегося на «Микасе» во время этого боя, орудие вышло из строя из-за преждевременного разрыва собственного снаряда в стволе. Как бы то ни было, кормовая башня вышла из строя до конца сражения.

Ремонт кормовой башни «Микасы», август 1904 года
tsushima.su

В 17:35–17:45 очередной снаряд взорвался на носовом мостике — было убито 7 и ранено 16 человек. В числе раненых оказались командир корабля капитан 1-го ранга Идзити и два офицера штаба командующего флотом. Адмирал Того, открыто стоявший на мостике, не пострадал. Всего на «Микасе» было убито 36 и ранено 95 человек, что составило примерно 13% от общей численности экипажа. Несмотря на серьёзные повреждения, японский флагман оставался в строю до самого конца сражения. За время боя он выпустил 172 305-мм и 1090 152-мм снарядов — больше, чем любой другой японский броненосец.
После боя японский флот прибыл в свою базу у островов Эллиот для пополнения запасов. Несмотря на повреждения, корабли продолжали находиться в боевой готовности, поскольку русская эскадра могла снова пойти на прорыв. Лишь после того, как стало окончательно ясно, что этого не случится, японские корабли начали один за другим уходить в Японию для ремонта. «Микаса» отправился в метрополию уже после капитуляции Порт-Артура (25 декабря), последним покинув театр недавних военных действий.
Завершая рассказ о боях под Порт-Артуром, необходимо упомянуть участие в нём паровых катеров с японских броненосцев. Как и их русские «коллеги», они выполняли множество сложных, подчас очень рискованных заданий. Разведка, постановка минных заграждений, траление — вот далеко не полный перечень задач, выполнявшихся небольшими катерами и их отважными экипажами. Наиболее яркий эпизод с участием паровых катеров с «Микасы» и «Фудзи» — ночная атака русских миноносцев в бухте Тахэ 11 июля 1904 года. Торпеды, выпущенные японскими катерами, уничтожили миноносец «Лейтенант Бураков» и тяжело повредили миноносец «Боевой» (позже не восстанавливался). 29 августа один из катеров «Микасы», повреждённый русской артиллерией в бухте Белый Волк, стал трофеем десантной партии с канонерки «Отважный».

Паровые катера подходят к борту броненосца «Микаса». Рейд Эллиот, 1904 год
tsushima.su

К весне 1905 года «Микаса» прошёл ремонт. На броненосце заменили повреждённые орудия и бронеплиты, с мачт сняли боевые марсы, с мостиков — сигнальные семафоры. Боезапас орудий главного калибра увеличился с 90 до 110 снарядов на каждый ствол, боезапас 152-мм орудий — до 175 снарядов на ствол. Кроме того, на корабле установили новые дальномеры, а часть 152-мм орудий оснастили новыми оптическими прицелами.

«Микаса» в Куре, февраль 1905 года
kreiser.unoforum.pro

После ремонта «Микаса» вместе с остальными броненосцами неоднократно выходил в море на учебные стрельбы. Чтобы избежать преждевременного износа орудий, стрельбу вели в основном ружейными пулями из винтовок, вставленных в канал ствола, — так называемые стволиковые стрельбы, широко распространённые в то время. Средний процент попаданий во время таких стрельб на «Микасе» составил 31,38%. Помимо стволиковых, выполнялись и обычные стрельбы. В апреле флот провёл крупные артиллерийские учения. В ходе них каждый корабль обстрелял небольшой скалистый островок с дистанции примерно 2500–3000 м. Из восьми практических 305-мм снарядов, выпущенных с «Микасы», в цель попали пять (62,5%), из 84 152-мм снарядов — 14 (16,6%). Можно сравнить меткость японских и русских комендоров. Из письма лейтенанта П. А. Вырубова известно, что во время третьей учебной стрельбы на Мадагаскаре 19 января 1905 года из шести снарядов, выпущенных носовой башней броненосца «Князь Суворов», в щит попали пять (83%). К сожалению, дистанция до щита неизвестна.

«Микаса» в море незадолго до Цусимского сражения
kreiser.unoforum.pro

Цусима
В Цусимском сражении 14 мая 1905 года «Микаса», как обычно, возглавлял японскую эскадру, идя головным в линии боевых кораблей. Как и во время предыдущего сражения главных сил, он стал основной мишенью для русских артиллеристов. Единственный приказ, который успел отдать адмирал Рожественский до начала сражения, предписывал вести огонь по головному кораблю противника, поэтому на «Микасу» сразу же обрушился град снарядов. За первые 15 минут боя японский флагман поразили 19 снарядов, из них пять — калибра 305 мм. Однако, пользуясь превосходством в скорости, японская эскадра быстро опередила русскую, и «Микаса» вышел из секторов обстрела большинства российских кораблей. Количество попаданий в «Микасу» резко снизилось, что позволило японцам сосредоточенно расстреливать головные корабли русской эскадры.
По итогам сражения в «Микасу» попало около сорока снарядов, из них десять 305-мм и двадцать два 152-мм. Вполне возможно, что в широко известный перевод описания повреждений «Микасы», составленного после боя его капитаном, вкралась ошибка: некоторые попадания 12-фунтовых (75-мм) снарядов были описаны как 12-дюймовые (305-мм). Таким образом, число достоверных попаданий 305-мм снарядов следует уменьшить до шести-семи.
Наиболее серьёзные повреждения нанесли следующие попадания:
Примерно в 13:56 (тут и ниже приведено русское время) крышу правого носового каземата 152-мм орудия № 3 пробил 305-мм снаряд, который взорвался внутри. Через минуту почти в то же место попал и взорвался 152-мм снаряд. Эти попадания вывели из строя 25 человек: двое убитых, 23 раненых. Орудие пострадало незначительно и смогло продолжить стрельбу.
Вскоре после 14:00 попадание 305-мм снаряда в носовой мостик вывело из строя 17 человек (среди раненых был старший офицер капитан 2-го ранга Тацуо Мацумура).
Примерно в 14:05 152-мм снаряд разорвался в переднем нижнем углу амбразуры 152-мм орудия № 5 (в батарее правого борта). Один человек был убит, 14 — ранено, орудие получило незначительные повреждения.
В 14:07 очередной 305-мм снаряд пробил 152-мм броню под казематом 152-мм орудия № 1 (первое носовое орудие с правого борта) и разорвался в угольной яме. В полу каземата пробило дыру диаметром 700 мм, ранено три человека. Угольная яма оказалась затоплена.
Примерно в 14:30 (согласно рапорту командира) 305-мм снаряд попал в амбразуру 152-мм орудия № 7 (в батарее правого борта) — трое раненых, разбит прицел на орудии. В медицинском отчёте такое попадание не зафиксировано, однако есть попадание в это место 152-мм снаряда примерно в 16 часов, и описания повреждений совпадают с рапортом командира.
Около 16:00 броню ниже каземата № 7 пробил 305-мм снаряд, что привело к затоплению расположенной там угольной ямы — двое убитых, четверо раненых.
После 18:00 152-мм снаряд, взорвавшись в амбразуре 152-мм орудия № 10 (в батарее левого борта), вывел его из строя, убил одного и ранил семь человек.
Кроме русских снарядов, повреждения кораблю наносили и собственные. В 15:49 произошёл преждевременный разрыв снаряда в правом носовом 305-мм орудии. Само орудие при этом не пострадало, поскольку снаряд успел вылететь из ствола, однако в 17:46 в том же орудии случился повторный взрыв снаряда. На этот раз ствол разорвало, временно вышло из строя и соседнее орудие, которое смогло продолжить стрельбу лишь в 18:22.
Всего на броненосце вышло из строя 113 человек, из которых шесть были убиты непосредственно в сражении, а ещё двое позднее умерли от ран. Такой незначительный процент убитых во многом объясняется тем, что японцы учли опыт сражения в Жёлтом море и минимизировали число людей, не находящихся под прикрытием брони. Так, из числа расчётов 76-мм орудий в бою в Жёлтом море пострадало 30 человек, при Цусиме — всего четверо.
Из своих орудий «Микаса» выпустил 124 305-мм снаряда (в основном фугасных), 1069 152-мм и 1095 76-мм снарядов. Результативность его огня установить трудно, так как большинство кораблей русской эскадры, принявших на себя всю тяжесть боя, погибли почти со всеми членами экипажей. Однако можно считать, что процент попаданий «Микасы» был не ниже, чем средний для всей японской эскадры, и составлял для орудий главного калибра примерно 8–10%.

Правый борт броненосца «Микаса» после Цусимского сражения
japbb.narod.ru

Послевоенная судьба ветерана
В течение мая — июня 1905 года все броненосцы 1-го боевого отряда прошли ремонт, во время которого повреждённые орудия были заменены на запасные. После подписания мирного договора с Россией корабли начали готовиться к грандиозному морскому параду в Токийском заливе. Однако «Микасе» поучаствовать в нём не пришлось. В ночь на 11 сентября 1905 года на борту броненосца, стоявшего в порту Сасебо, прогремел чудовищный взрыв. Погибло 256 человек, ещё 343 получили ранения. Броненосец затонул на ровном киле на глубине 11 м.
По официальной версии, взрыв в кормовом погребе произошёл из-за разложения и самовозгорания нитроцеллюлозного пороха, однако истинной причиной стало падение дисциплины. Адмирал Того со штабом убыл в Токио, большинство офицеров сошло на берег. Воспользовавшись этим, рядовые моряки, по-видимому, решили отметить долгожданную победу. В ходе расследования причин трагедии было установлено, что несколько матросов пытались извлечь пригодную к распитию спиртосодержащую жидкость, изготавливаемую из топлива сигнальных ракет, путём выжигания метанола. Этот продукт носил сленговое название «пикато» и по качеству напоминал русский спирт-«сучок». Процесс осуществлялся в небольшой ванночке, случайно опрокинув которую матросы вылили горящее топливо на закрытый, но не задраенный люк зарядного погреба…

«Микаса» во время одной из попыток его подъёма
alternathistory.com

Несмотря на то что броненосец получил серьёзные повреждения, было решено восстановить его. Опыта подъёма столь крупных кораблей у Японии ещё не было, поэтому первые три попытки не увенчались успехом. В итоге броненосец подняли следующим способом: в грунт вокруг корпуса были забиты сваи, после чего промежутки между ними заделали и откачали воду из получившегося сухого дока. После заделки пробоины корабль вновь оказался на плаву — это произошло 7 августа 1906 года. Восстановительный ремонт продлился более двух лет, и 24 августа 1908 года бывший флагман снова вошёл в строй.

«Микаса» в марте 1908 года
blog.livedoor.jp/irootoko_jr


К тому времени в составе японского флота уже имелись новые, гораздо более сильные корабли, а мир захлестнула «дредноутная лихорадка». «Микаса» и его «собратья», ещё недавно бывшие одними из самых сильных линкоров в мире, оказались на вторых ролях, став учебно-артиллерийскими кораблями. Во время Первой мировой войны «Микаса» служил кораблём охраны военно-морской базы в Майдзуру и в боевых действиях не участвовал.
Вместе с другими кораблями-ветеранами Русско-японской войны «Микаса» принимал участие в интервенции против Советской России. В один из визитов во Владивосток, 17 сентября 1921 года, он сел на камни у острова Аскольд. Положение было признано безнадёжным, но спасти тяжело повреждённый броненосец помог шторм, который раскачал его и дал возможность сняться с камней. Во Владивостоке «Микасу» поставили в док имени Цесаревича Николая, а после ремонта он вернулся в Японию.
В 20-х годах начался вывод старых кораблей из состава флота. По инициативе принца Хирохито броненосец «Микаса» решили превратить в музей, посвящённый Русско-японской войне. На набережной Йокосуки был вырыт огромный котлован, в который завели старый броненосец. После этого котлован был засыпан землёй по ватерлинию корабля. Открытие музея состоялось 12 ноября 1926 года — известно, что на этом мероприятии присутствовал сам адмирал Того.

Корабль-мемориал «Микаса» в 1935 году
kinenkan-mikasa.or.jp

После окончания Второй мировой войны Японию заняли оккупационные войска союзников. По решительному требованию советского представителя «Микасу» должны были полностью разобрать. Вмешательство командующего ВМС США адмирала Честера Нимица помогло спасти корабль — правда, при условии, что с него будут демонтированы надстройки, трубы, мачты, мостики, орудийные башни и многое другое. В итоге, демонтировав с прославленного корабля всё вышеперечисленное, на нём устроили что-то вроде развлекательного центра. На спардеке появился танцевальный зал, на месте кормового барбета — аквариум. Какое-то время центр процветал, но постепенно пришёл в упадок. «Микаса» оказался никому не нужным, превратившись в груду ржавого металлолома.

Остов «Микасы» в 1948 году. В центре корабля оборудован танцевальный зал, на месте кормового барбета — аквариум
kreiser.unoforum.pro

Скорее всего, легендарный корабль был бы разделан на металл, но в его судьбе вновь произошёл счастливый поворот. В 1955 году остов «Микасы» посетил англичанин Джон Рубин, описавший свои эмоции в гневном письме в редакцию газеты The Japan Times. Это письмо получило широкий общественный резонанс в Японии и положило начало кампании по сбору средств на восстановление бывшего флагмана.
И вновь значительную роль в судьбе корабля-ветерана сыграл американский адмирал Нимиц. Он передал в фонд восстановления «Микасы» списанный танкодесантный корабль, средства от продажи которого на металлолом покрыли значительную часть расходов на восстановление броненосца. 27 мая 1967 года восстановленный корабль вновь открылся для посещения. Конечно, качество восстановления далеко не идеально: многое на корабле-музее не соответствует историческому прототипу. Тем не менее «Микаса» — единственный сохранившийся броненосец в мире и один из двух кораблей-участников Русско-японской войны, доживших до наших дней.

Восстановленный броненосец «Микаса». Йокосука, наши дни
kinenkan-mikasa.or.jp


Тактико-технические характеристики броненосца «Микаса», 1902 год
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ (ПОЛНОЕ), Т
15 140 (15 979)
ДЛИНА НАИБОЛЬШАЯ, М
131,7
ШИРИНА НАИБОЛЬШАЯ, М
23,23
ОСАДКА, М
8,28
КОЛИЧЕСТВО ПАРОВЫХ МАШИН
2 (тройного расширения)
СУММАРНАЯ МОЩНОСТЬ МАШИН ПРОЕКТНАЯ (ФАКТИЧЕСКАЯ НА ИСПЫТАНИЯХ), Л. С.
16 000 (16 341)
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ ПРОЕКТНАЯ (ФАКТИЧЕСКАЯ НА ИСПЫТАНИЯХ), УЗ
18 (18,45)
ЗАПАС УГЛЯ НОРМАЛЬНЫЙ (ПОЛНЫЙ), Т
700 (1521)
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, МИЛЬ, НА СКОРОСТИ 10 УЗ/16 УЗ
4000/1900
ТОЛЩИНА БРОНЕПОЯСА, ММ
102–178–229
ТОЛЩИНА БРОНИ БАШЕН, ММ
254 — лоб; 203 — бока
ТОЛЩИНА БОЕВОЙ РУБКИ, ММ
356
ТОЛЩИНА БРОНЕПАЛУБЫ, ММ
51 (скосы — 76)
ТОЛЩИНА ВЕРХНЕЙ ПАЛУБЫ, ММ
51
АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО ОРУДИЙ — КАЛИБР, ММ
4–305
14–152
20–76
12–47
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ, КОЛИЧЕСТВО АППАРАТОВ — КАЛИБР, ММ
4–457
[Источники]Источники:
Список литературы:
Белов А. А. Броненосцы Японии. — СПб, 1998.
Балакин С. А. «Микаса» и другие. Японские броненосцы 1897–1905. — Морская коллекция, № 8, 2004.
Балакин С. А. Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота. — М.: Эксмо, Яуза, 2013.
Райт Сеппинг Н. С. С адмиралом Того: Описание семимесячной действительной службы под его командой / под ред. Н. Л. Кладо. — СПб: В. Березовский, 1907.
http://www.japantimes.co.jp.
http://www.kinenkan-mikasa.or.jp.
http://www.tsushima.su.
Автор:
Эдуард Евдокимовский.
Источник:http://warspot.ru/

Tags: ПРОТИВОСТОЯНИЕ., Русско-японская война., ФЛОТ., ЯПОНИЯ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments