navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Рождение и гибель линкора «Мусаси».


В октябре 1934 года Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант проекта закончили уже 10 марта 1935 года. По этому варианту, получившему обозначение А140, предполагалось построить корабль стандартным водоизмещением 69500 т, длиной295 м, вооруженный девятью 460-мм орудиями с носовым расположением трехорудийных башен. Его паротурбинная механическая установка мощностью200000 л.с. теоретически обеспечивала линкору скорость 31 узел.

Однако выяснилось, что японские машиностроители не готовы к производству столь мощных (по50000 л.с. на вал) турбин. Следует отметить, что 16 вариантов проекта предусматривали носовое расположение орудий главного калибра по образцу английских линейных кораблей типа “Нельсон”, построенных в1927 г.
В июне1936 г. заканчивается разработка предпоследнего варианта проекта, который предусматривал использование четырехвальной паротурбодизельной установки мощностью135000 л.с.; из них60000 л.с. приходилось на дизели, принятые в качестве главных двигателей во всех вариантах проекта, начиная со второго. Конструкторы предполагали установить двухтактные дизели двойного действия мощностью свыше10000 л.с. каждый
К этому времени в Японии создали мощные дизели, которые установили в качестве главных двигателей на плавучей базе подводных лодок “Тайгей” и на судах снабжения “Цуругизаки” и “Такасаки”. В частности, на плавучей базе “Тайгей”, имевшей водоизмещение 10500 т, стояло два четырехцилиндровых дизеля мощностью по7000 л.с., которые обеспечивали судну скорость 20 уз, а на однотипных двухвинтовых базах “Цуругизаки” и “Такасаки” водоизмещением по 13000 т установили восьмицилиндровые дизели суммарной мощностью39000 л.с., обеспечивавшие скорость 29 уз.
Через два месяца после окончания предпоследнего варианта проекта перед конструкторами возникла непредвиденная трудность — в процессе эксплуатации выявились серьезные неполадки в новых дизелях. Это заставило проектировщиков отказаться от первоначальных намерений и внести предложение — установить на линейном корабле в качестве главных двигателей только паровые турбины общей мощностью150000 л.с. Всего в период с 1934 по1937 г. было выполнено 25 вариантов проекта, большинство из которых имели 460-мм орудия главного калибра (только в двух случаях предусматривались 406-мм орудия). Проект линкора, одобренный в рамках Третьей программы пополнения флота Японии (принятой в1937 г.) разрабатывался под руководством вице-адмирала К.Фукуда, Окончательный вариант проекта был готов в марте1937 г.
Заказ на первые два корабля, получивших наименование “Ямато” и “Мусаси”, выдали немедленно после завершения проектных работ, тогда как два другие (“Синано” и № 111) заказывались уже по Четвертой программе пополнения флота, принятой в1939 г. Эти линейные корабли незначительно разнились от первых двух. Основное отличие состояло в уменьшении толщины бронирования вследствие применения более стойкой поверхностно закаленной (цементированной) брони, изготовленной по технологии, разработанной в Японии и в установке 100-мм зенитных орудий образца1938 г. вместо принятых на первых двух кораблях орудий калибром 127-мм. Внешний вид кораблей типа “Ямато” соответствовал общепринятым для большинства японских кораблей канонам. Неровную линию (с “горбом” в средней части) седловатости японских боевых кораблей можно считать функциональной необходимостью, а не данью восточной традиции. Японские судостроители придерживались принципа, что высота надводного борта в носовой оконечности должна определяться требованиями к обеспечению мореходности, а кормовую оконечность нужно проектировать как можно ниже; высота же борта в средней части регламентировалась сочетаниями требований к удобству размещения вооружения и механизмов с требованиями к остойчивости. Кроме этого, понижение надводного борта за пределами средней части способствовало уменьшению массы корпуса без снижения общей продольной прочности. Все это и приводило к искривленным линиям верхней палубы, характерным для японского кораблестроения. Высота надводного борта проектируемого линкора в носу составляла10 м, а в корме –6,4 м.
В отличие от громоздких пагодообразных надстроек, традиционной особенности японских линкоров, башенноподобную носовую надстройку кораблей типа “Ямато” значительно упростили, придав ей обтекаемую форму. Площадь надстройки по фронту и бортам составляла соответственно 162 и371 м
Посты управления огнем противоминной и зенитной артиллерии располагались в кормовой надстройке. “Ямато” стал первым японским кораблем, оборудованным, хотя и не для всех жилых помещений, системой кондиционирования воздуха.
Ходовым качествам линейных кораблей типа “Ямато” уделялось очень много внимания. С целью выбора наилучших обводов корпуса в бассейне научно—исследовательского института ВМС в Токио было испытано 50 моделей. На основании обширных модельных испытаний были выбраны оптимальные обводы носового бульба, форма кронштейнов гребных валов и линий установки скуловых килей. Все это позволило снизить сопротивление движению в пределах 5—8%, что означало уменьшение потребной мощности примерно на16000 л.с. при скорости 27 уз.
Линейные корабли типа “Ямато” проектировались с таким расчетом, чтобы они удовлетворяли высшим требованиям, предъявляемым к живучести. Так, например, в случае затопления всех незащищенных броней отсеков плавучесть неповрежденной бронированной цитадели должна была обеспечить нахождение корабля на плаву и сохранение остойчивости с углом заката диаграммы в 22°. В случае затопления всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°.
Для уменьшения массы корпуса предусматривались меры по использованию бронирования в качестве элементов набора. Например, нижняя часть бортовой брони выполняла двойную функцию: защиты корабля и прочной продольной связи корпуса. Такое конструктивное решение стало применяться в японском флоте (вначале для броневых листов средней толщины) с тех пор, как ведущий японский кораблестроитель доктор Хигара использовал впервые этот способ в1925 г. на тяжелом крейсере “Фурутака”, тактико-технические элементы которого произвели сильное впечатление на судостроительные и военно-морские круги других стран.
Кроме того, для изготовления неответственных конструкций корпуса широко использовалась электросварка. С ее помощью выполнили большую часть работ по монтажу надстроек. Общая длина сварных швов достигла 500 тыс. м. При этом израсходовали свыше 750 тыс. электродов.
Линейные корабли типа “Ямато” имели более мощное бронирование, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения, однако при этом следует отметить, что, за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии. С целью повышения защитных свойств при попадании снарядов с больших дистанций (при больших углах падения) бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°.
Главный броневой пояс имел толщину410 мм, ширину5500 мм(из них3000 ммвыше ватерлинии) и доходил до уровня главной палубы, а в районе носовых башен главного калибра поднимался несколько выше. Очень интересной особенностью схемы защиты можно считать наличие подводного броневого пояса, начинающегося у нижней кромки главного пояса и служившего одновременно противоторпедной переборкой. Этот пояс в районе машинно-котельных отделений имел толщину200 мм, уменьшающуюся у днища до75 мм, а в районе башен главного калибра увеличивающуюся до 175 и270 мм. Идея установки мощного пояса бортовой брони в подводной части, предназначавшегося для защиты от бронебойных снарядов при близких промахах, когда снаряд уходил под воду и попадал в борт корабля ниже ватерлинии, зародилась в Японии еще в1923 г.
Нижняя часть сильно наклоненных к оконечностям (под углом 30° к вертикали) необычайно ломанных по форме траверзов имела толщину270 мм(такую же, как и подводный броневой пояс), а их верхняя часть выполнялась из броневых плит толщиной300 мм. За траверзами установили по одной (также наклоненной) противоосколочной переборке толщиной16 мм.
Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла500 мм, крыши —200 мм, пола —75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок300 мм. Главный пост управления огнем защищался 150-мм плитами. Этим и ограничивалось бронирование носовой части надстройки. Отказ от полного ее бронирования привел впоследствии к очень большим потерям личного состава от взрывов бомб и огня крупнокалиберных пулеметов американских самолетов, атаковавших “Ямато” в его последнем походе.
Главная броневая палуба располагалась не у нижней кромки главного пояса бортовой брони, как это было принято ранее, а у верхней кромки этого пояса, и имела скос у бортов под углом 7°. Такой “подъем” броневой палубы позволил разместить главные двигатели и котлы, имевшие значительную высоту, а также уменьшить площадь главного пояса, который не доходил до уровня броневой палубы. Такой же “подъем” палубы находился перед барбетом второй башни главного калибра. Позади барбета наклон шел под более крутым углом, и поэтому здесь толщину плит увеличили до320 мм. Горизонтальная часть главной броневой палубы имела толщину200 мм, а ее наклонные участки —230 мм. Это считалось достаточным для противодействия 1000-кг бронебойной авиационной бомбе, сброшенной с высоты3500 м. Жизненно важные части корабля имели дополнительное бронирование из плит толщиной 35—50мм.

Схема бронирования ЛК типа "Ямато".

Работы по созданию корабельных орудий особо крупного калибра в Японии начались с 20-х годов, во время проектирования линкоров типа 13 по так называемой программе “8—8”, согласно которой планировалась постройка 8 линейных кораблей и 8 линейных крейсеров. Эти корабли планировалось вооружить восемью 460-мм орудиями. Было изготовлено два таких орудия с длиной ствола 45 калибров. Проектирование артиллерийской системы типа 94 калибром460 ммвозобновилось в1934 г. под руководством инженера С.Хада и закончилось в1939 г.; в том же году начался ее серийный выпуск. С целью дезинформации указывался заниженный калибр в40 см. Всего изготовили 27 орудий.
Вначале изготовили опытный образец трехорудийной установки с орудиями типа 94. После испытаний на полигоне приступили к изготовлению серийных орудий. Шесть таких систем установили на “Ямато” и “Мусаси”. Для линкора “Синано” успели собрать еще одну полностью готовую артсистему, а одна осталась незаконченной. Количество боезапаса главного калибра на линкорах типа “Ямато” составляло 100 выстрелов на ствол. Система подачи к орудиям была несколько необычной — по 60 снарядов для каждого ствола хранилось в погребах во вращающейся части башен. Японские специалисты считали, что такого количества выстрелов вполне достаточно для одного морского боя. Снарядные погреба находились непосредственно под главной палубой. Были предусмотрены системы их орошения и затопления через кингстоны с гидроприводом (время затопления — 20 мин).
Башни главного калибра имели линейно-возвышенное расположение. Оси стволов орудий первой башни, расположенной на расстоянии72,5 мот форштевня, возвышались над ватерлинией на11,28 м, второй башни — на14,38 м. Благодаря большей высоте надводного борта в кормовой части чем в носовой, орудия третьей башни были подняты на высоту12,95 м(на1,67 мбольше, чем первой).



Башня главного калибра ЛК "Мусаси".

Снаряды главного калибра немногим отличались от европейских. Бронебойный снаряд типа 91 был спроектирован для входа в воду под углом 17° неподалеку от корабля противника и поражения его подводной части. Такой снаряд на дистанции не более 20 тыс. м теоретически мог пробить вертикальную броню толщиной570 мм, а горизонтальную —420 мм. Артиллерийские системы главного калибра обладали хорошими баллистическими качествами. Рассеивание залпа из 4—5 стволов на максимальной дальности стрельбы находилось в пределах 450—550 м. При полном бортовом залпе этот показатель увеличивался незначительно.
Противоминная артиллерия состояла из четырех трехорудийных башенных установок калибра155 ммс длиной ствола 60 калибров. Две башни размещались по концам надстроек на высоких барбетах для стрельбы поверх башен главного калибра и две — побортно на верхней палубе в районе дымовой трубы. Небольшие по размерам корпуса башен имели толщину лобовой брони75 мм, толщину боковых стенок и крыши25 мм. 75-мм барбеты опирались на главную палубу. Дальность стрельбы составляла27400 м, скорострельность — 5 выстр./мин, живучесть ствола — 250—300 выстрелов, угол возвышения — +55°, угол снижения — -10°, угловая скорость поворота — 5 град./с, масса снаряда —55,9 кг, масса заряда —19,5 кг. Боеприпасы подавались вручную, для чего требовалась специально подготовленная прислуга.
Универсальный калибр состоял из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89 калибра127 ммс длиной ствола 40 калибров. Они располагались на надстройке, у дымовой трубы, по три установки на борт. Дальность стрельбы равнялась14800 м, скорострельность— 14 выстр./мин, живучесть ствола— 800—1500 выстр., угол возвышения — +90°, угол снижения — - 8°, угловая скорость поворота — 16 град./с, масса снаряда —23 кг, масса заряда —4,0 кг.
По проекту на корабль устанавливалось восемь трехорудийных зенитных автоматических установок типа 96 калибра25 ммс длиной ствола 60 калибров. Четыре автомата, защищенные от дульных газов орудий главного калибра, располагались в гнездах на носовой части надстройки, а остальные — на кормовой. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 6800, по вертикали —5000 м, скорострельность — 22 выстр./мин, масса снаряда —250 г, численность расчета — 9 человек.
На каждом корабле имелось по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра13 мм, установленных на носовой надстройке. Их скорострельность равнялась 450 выстр./мин, дальность стрельбы по горизонтали — 6000, по вертикали —4000 м.
В процессе службы, с учетом опыта боевых действий, когда авиация приобретала все большее значение, артиллерийское зенитное вооружение линейных кораблей неоднократно усиливалось: “Ямато” довооружался четыре, а “Мусаси” — три раза. В окончательном виде артиллерийское вооружение линейных кораблей составляло: “Ямато” — 9 460-мм, 6 155-мм, 24 127-мм, 152 25-мм орудия, 4 13-мм пулемета; “Мусаси” — 9 460-мм, 6 155-мм, 12 127-мм, 130 25-мм орудий, 4 13-мм пулемета.

Линкор типа "Ямато", вид сверху и сбоку.

Во время войны, кроме усиления зенитной артиллерии с переделкой ее системы управления огнем, изменили систему управления рулевым приводом и снизили вместимость топливных цистерн.

Авиационное вооружение состояло из семи двухместных гидросамолетов — разведчиков-корректировщиков типа “О” (обозначение союзников “Пете”) со скоростью230 км/ч. Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под квартердеком и поднимались наверх с помощью крана. В корме на пилонах установили две бортовые катапульты длиной по 18м.
Для подъема гидропланов с воды, и для установки их на катапульты в корме располагался кран, используемый также для обслуживания 16 шлюпок (9 из них моторные), хранившихся в эллингах под квартердеком с целью защиты от воздействия на них дульных газов орудий главного калибра. Эллинги несколько выступали за борта корабля и закрывались с кормы двойными воротами.

Куда, куда, спешите Вы, безумцы!

“Мусаси” вступил в строй августе 1942 года. В сентябре 1942 года на нем был установлен радар типа "21". В мае 1943 года он вернулся в Японию для участия в Алеутской операции, а ноябре вновь вернулся на острова Трук.

10 февраля 1944 года линкор вновь отправился в Японию и 29 марта на переходе сев-зап. Паллау он был торпедирован американской лодкой "Танни". Полученные довольно серьезные повреждения потребовали его ремонта в Куре.
В июле 1944 года "Мусаси" и "Ямато" встретились в Сингапуре. Японский флот концентрировался в этой бывшей британской базе, готовясь отразить уже неминуемое вторжение американцев во "внутренний пояс обороны Японии" - на Филиппинские остро-ва. После получения известий о высадке сил США в заливе Лейте, 22 октября оба линкора вышли в поход из Брунея в составе 1-го ударного соединения вице-адмирала Куриты. Этот поход стал для "Мусаси" последним.
24 октября 1944 года в сражении у острова Лейте (Филиппины) “Мусаси” был потоплен. В течение шести авианалетов в него попало, по различным источникам, от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед; кроме того, наблюдатели отметили 18 близких разрывов. После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°, и вскоре линкор перевернулся и затонул. Перед тем как “Мусаси” ушел под воду, дифферент на нос достиг опасной величины: стало заливать верхнюю палубу, а из-за крена в районе носовой башни главного калибра вода дошла до диаметральной плоскости. При этом, однако, осадка кормой уменьшилась всего на 1,5—2 м. Из 2399 человек, находившихся на борту погибло 1023. С начала боя до того момента, как линкор скрылся под водой, прошло 11 ч., а собственно налеты продолжались в течение 9 ч. Всего в атаках на “Мусаси” участвовало около 260 самолетов.

Налеты американской авиации шли в следующей последовательности:

1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» — он получил в борт свою первую торпеду. Ущерб оказался невелик, поступление воды быстро взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжелый крейсер «Миоко».
2-я атака. Через полчаса японцев атаковали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. Первая бомба ударила в полубак, пробила тонкую25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. Вторая бомба пробила две палубы и рванула с такой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.
3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» — 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Удивительно, но, несмотря на отсутствие какой-либо координации, под основной удар снова попал «Мусаси» — ему разбило нос торпедой. В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот.
4-ю атаку, самую результативную и жесткую, провели летчики с авианосца «Интрепид» — 14 истребителей «Хэллкэт», 12 пикировщиков «Хэллдайвер» и 9 торпедоносцев «Эвенджер». Линкор «Мусаси» поразили 3 торпеды и 4 тяжелые авиабомбы – надстройки корабля превратились в пылающие развалины, сдетонировал боекомплект зенитных автоматов. Было затоплено множество помещений в подводной части линкора, в том числе отсек гидромашин, скорость «Мусаси» упала до 16 узлов – с этого момента корабль был обречен. Японский ордер ушел далеко вперед, рядом с гибнущим «Мусаси» остались только тяжелый крейсер «Тонэ» и 2 эсминца.
5-я атака. Авианосцы «Эссекс» и «Лексингтон» отправили 27 торпедоносцев и 15 бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Эта атака миновала «Ямато» — самолеты обстреляли другие линкоры японского флота. Этот рейд оказался не столь удачным – часть бомбардировщиков несла 227-кг авиабомбы, малоэффективные против сверхзащищенных плавучих крепостей. Пять поврежденных самолетов с трудом дотянули до своих кораблей и приземлились на воду, эсминцы эскорта подняли из воды экипажи.

6-я атака. Последнюю атаку в тот день атаку провели летчики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Франклин». В тонущий «Мусаси» попало 4 торпеды и 10 авиабомб, окончательно превратив в руины Гордость Императорского флота. К 7 часам вечера носовая часть линкора полностью погрузилась в воду до первой башни, вышли из строя все машинные отделения, выключилось электричество. Экипаж стал покидать корабль.

Через полчаса 70 тысяч тонн обгоревшего хлама, бывшего когда-то линкором «Мусаси», опрокинулись и ушли под воду. День закончился. Для кого-то удачно. Для кого-то нет. С медленно тонущего линкора спаслись 1288 человек, еще 991 моряк погиб в бою и был унесен на дно в корпусе огромного корабля.
Всего в тот день жертвами американской атаки стали:
— суперлинкор «Мусаси», затонул;
— суперлинкор «Ямато» — два попадания бомб, одна из них привела к затоплению помещений в носовой части корабля. «Ямато» принял 2000 тонн воды, крен удалось выправить, уменьшилась скорость, боеспособность сохранена;
— линкор «Нагато», получил серьезные повреждения. Взрывами двух бомба были уничтожены воздухозаборник котельного отделения №1, радиостанция, вышла из строя башня главного калибра и 4 средних орудия. Скорость упала до 21 узла, возникли крупные пожары в кубриках.
— тяжелый крейсер «Миоко», попадание торпеды. Поступление воды удалось взять под контроль, крен выправили контрзатоплением отсеков противоположного борта;
— эсминец «Фудзинами» — затонул от близкого взрыва авиабомбы;
— эсминец «Киёсимо» — прямое попадание авиабомбы, уничтожены все механизмы и оружие в средней части эсминца;
— эсминец «Уракадзе» — от близких взрывов нарушилась герметичность корпуса, вышла из строя связь.
Таковы основные итоги морского боя 24 октября 1944 года.
Конечно, налеты малыми группами – не самое лучшее использование авиации концентрированной ударной авианосной группы, аж из 6 авианосцев (самолеты которых принимали участие в налете, всего же американцы сосредоточили там 8 тяжелых, 8 легких и 18 конвойных авианосцев!). Было бы у японцев прикрытие с воздуха, все могло кончиться по другому. Но чего не было, того не было. В результате бой в заливе Лейте стал классикой избиения артиллерийских кораблей авианосной авиацией, во многом определившей дальнейшую судьбу крупных артиллерийских кораблей.

Тактико-технические характеристики «Мусаси» (на декабрь 1941 года)
Размерения:

Длина между перпендикулярами
243,9 м
Длина по ВЛ
256 м
Длина наибольшая
263 м
Ширина
36,9 м
Осадка
10,4 м
Водоизмещение:

пустого
59 163 тонн
стандартное
64 000 тонн
нормальное на испытаниях
67 123 тонн
полное
69 688 тонн
максимальное боевое
-
Вооружение:

460мм/45 орудий
3х3
155мм/60 орудий
4х3
127мм/40 орудий
6х2
25мм/60 автоматы
8х3
13,2мм/65 пулемёты
2х2
Авиационное вооружение
2 катапульты, 7 гидросамолётов
Бронирование:
борт
410 мм
траверсы
300 мм
главная палуба
200-230 мм
верхняя палуба
35-50 мм
рубка
до500 мм
башни ГК
до650 мм
барбеты ГК
560 мм
башни 155-мм орудий
75-25 мм
барбеты 155-мм орудий
75 мм
Механизмы:
4 турбозубчатых агрегата, 12 паровых котлов Кампон;150.000 л.с.
Скорость хода:
27,5 узлов
Запас топлива:
6300 тонн нефти
Дальность плавания:
7 200 мильна 16 узлах
Экипаж:
150 офицеров и 2200 нижних чинов.

Игорь Андреев.
[Источники]Источники:
http://maxpark.com/community/14/content/3062260



Tags: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., Линкоры., США., ЯПОНИЯ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments