Оригинал взят у
military_museum в Музей Арктики и Антарктики в С.-Петербурге
На первый взгляд, этот музей несколько выбивается из ряда военных музеев, о которых я обычно пишу. Тем не менее, в нём представлена весьма обширная авиационная и, прежде всего, корабельная коллекция моделей - а не только чучела молодых медвежат и их родителей. Более того, на начальном этапе освоением как Севера, так и Антарктики занимались люди сугубо военные - можно сразу вспомнить Колчака на шхуне "Заря" или Беллинсгаузена и Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный".
Особый колорит музею добавляет тот факт, что он занимает здание бывшего Никольского собора. Понятно, что когда-нибудь музею придётся его освободить и переехать в другое место (были даже идеи разместить его в атомном ледоколе "Арктика", сохранив его и переведя в СПб), ну а пока я решил просто зафиксировать текущее состояние этого достойного музея.
1. Модель первого в мире ледокола арктического класса "Ермак":

2. Немного истории для разогрева. Так выглядело здание собора в старые добрые времена. Он был построен в 1820-38 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова и был закрыт в 1931 г.:

3. Никольский единоверческий собор в Санкт-Петербурге, конец XIX в.:

4. Так выглядит современное здание, "перестроенное" в 1934-36 гг. по проекту архитектора А. Сивкова. Тут, как говорится, без комментариев:

5. Центральный зал музея. Музей был открыт для посетителей 8 января 1937 г. На заднем плане - ледовый разведчик (самолёт-амфибия) "Ш-2":

6. Об этом самолёте-амфибии "Ш-2" я уже рассказывал в отдельной статье:

Началом истории музея можно считать серию передвижных полярных выставок в 1922-35 гг. В 1930 г. был образован Всесоюзный Арктический институт с музеем Арктики в качестве одного из его отделов. С 1958 г. он стал называться музеем Арктики и Антарктики. В 1998 г. музей отделили от Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
На данный момент музей состоит из трёх постоянных экспозиций:
- Природа Арктики (в центральной части первого этажа),
- История исследования и освоения Северного морского пути (по краям первого этажа),
- Антарктика (на втором этаже).
7. Прекрасная модель арктического пространства - часть глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до 60-й параллели в масштабе 1:1 500 000, дополненная информационными дисплеями:

8. На месте амвона (перед царскими вратами), стоит палатка папанинцев с ветряком и велогенератором:

9. Модель главной паровой машины парохода "Челюскин":

10. Ну что, Серый, от пули полярника не убежишь?

11. Этот гражданин тоже не успел сориентироваться:

12. А это уже вообще невинные жертвы. Детей-то за что?

13. Модель полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа:

14. Один из боковых залов музея, посвящённый истории исследования и освоения Северного морского пути:

15.

16. Модель "Фармана" - самолёта, впервые полетевшего в арктической зоне:

17.

18.

19. Памятный крест, посвящённый неудачной попытке итальянской экспедиции под руководством герцога Абруццкого достигнуть Северный полюс в 1900 г.:

20. Модель парусно-паровой двухмачтовой шхуны "Святой мученик Фока", на которой вышла к Северному полюсу экспедиция лейтенанта Георгия Седова:

21.

22. Ледокольный пароход "Таймыр", построен в 1909 г. на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1910-15 гг. ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" участвовали в гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане, причём в 1914-15 гг. оба судна впервые прошли Северным морским путём - из Владивостока в Архангельск:

23.

24. Штурвал и компАс с ледокола "Ермак":

25.

26.

27.

28. Арктический вариант ТБ-3 - Ант-6/Г-2 "Авиаарктика" (Н-169):

29. Героический ледокольный пароход "Александр Сибиряков" (он же "Беллавенчур"). 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером типа "Admiral Scheer":

30. Ледорез "Фёдор Литке", построен в Англии в 1909 г.:

31. Фритьоф Нансен:

32. Часть диорамы "Дрейфующая станция":

33.

34. Атомный ледокол "Арктика" - первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. В данный момент ожидает решения своей судьбы на приколе:

35.

36. Жилой модуль арктической станции:

37.

38.

39. Ледокол "Капитан Воронин" был построен в Финляндии по заказу СССР, работал на Севере (провел 4240 судна) и потом в Азовском море. Продан украинскими владельцами на слом в Индию в 1993 г.:

Перехожу к антарктической части музея на втором этаже. Там же, в пристройке (на месте бывшей балюстрады ранее открытой части второго этажа) в данный момент расположена временная тематическая экспозиция, посвящённая Второй мировой войне и полярным конвоям.
40. Как я понимаю, это флаги стран, имеющих свой интерес в Антарктиде. Любопытно, что русский флаг отсутствует:

41.

42. В глаза бросается солнечный энергетический модуль СЭМ-1:

43. Детей пригнали на экскурсию. Получается не так скучно, ибо у большинства есть смартфоны и планшеты:

44.

45. Ил-76 полярной авиации:

46.

47. Столб с указателями со станции "Мирный":

48. Научно-исследовательское судно "Академик Фёдоров", построено в 1987 году в Финляндии по заказу СССР:

49.

50. Лазарев и Беллинсгаузен:

51. Шлюп "Восток":

52. Выгрузка вездехода с борта дизель-электрохода "Лена" на барьер в районе станции "Мирный", 1956 г. (фото Л. Долгушина):

53. Закуток с временной экспозицией:

54.

55.

56.

57. Шлюпочный компАс, различные патроны и гильзы, а внизу - перчатки и кисет полярного лётчика Страубе:

58. Корпус советской большой глубинной бомбы ББ-1 и её взрыватель К3:

59. Конец отчёта:

По традиции, на Яндекс.Фотки можно посмотреть остальные фото из музея, не попавшие в этот обзор.
В завершение немного полезной информации о музее Арктики и Антарктики:
Официальное название:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный музей Арктики и Антарктики" (ФГБУ РГМАА).
Адрес:
191040, Санкт-Петербург
ул. Марата, 24а
Как добраться:
5 минут пешком от м. Владимирская.
Контакты:
Тел.: (+7 812) 571-25-49
Факс: (+7 812) 764-68-18
Email: info@polarmuseum.ru
Расписание работы:
Вторник - воскресенье: с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30), понедельник - выходной, в последнюю пятницу каждого месяца тоже закрыт - "санитарный день".
Сколько стоит:
Стоимость билета для взрослых: 300 руб. Но есть куча скидок для детей, школьников, студентов, пенсионеров, героев, военнослужащих, сирот и т.п.
Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (сделан весьма качественно)
Статья о музее в Википедии
Особый колорит музею добавляет тот факт, что он занимает здание бывшего Никольского собора. Понятно, что когда-нибудь музею придётся его освободить и переехать в другое место (были даже идеи разместить его в атомном ледоколе "Арктика", сохранив его и переведя в СПб), ну а пока я решил просто зафиксировать текущее состояние этого достойного музея.
1. Модель первого в мире ледокола арктического класса "Ермак":

2. Немного истории для разогрева. Так выглядело здание собора в старые добрые времена. Он был построен в 1820-38 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова и был закрыт в 1931 г.:

3. Никольский единоверческий собор в Санкт-Петербурге, конец XIX в.:

4. Так выглядит современное здание, "перестроенное" в 1934-36 гг. по проекту архитектора А. Сивкова. Тут, как говорится, без комментариев:

5. Центральный зал музея. Музей был открыт для посетителей 8 января 1937 г. На заднем плане - ледовый разведчик (самолёт-амфибия) "Ш-2":

6. Об этом самолёте-амфибии "Ш-2" я уже рассказывал в отдельной статье:

Началом истории музея можно считать серию передвижных полярных выставок в 1922-35 гг. В 1930 г. был образован Всесоюзный Арктический институт с музеем Арктики в качестве одного из его отделов. С 1958 г. он стал называться музеем Арктики и Антарктики. В 1998 г. музей отделили от Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
На данный момент музей состоит из трёх постоянных экспозиций:
- Природа Арктики (в центральной части первого этажа),
- История исследования и освоения Северного морского пути (по краям первого этажа),
- Антарктика (на втором этаже).
7. Прекрасная модель арктического пространства - часть глобуса с рельефной гипсометрической картой северного полушария до 60-й параллели в масштабе 1:1 500 000, дополненная информационными дисплеями:

8. На месте амвона (перед царскими вратами), стоит палатка папанинцев с ветряком и велогенератором:

9. Модель главной паровой машины парохода "Челюскин":

10. Ну что, Серый, от пули полярника не убежишь?

11. Этот гражданин тоже не успел сориентироваться:

12. А это уже вообще невинные жертвы. Детей-то за что?

13. Модель полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца-Иосифа:

14. Один из боковых залов музея, посвящённый истории исследования и освоения Северного морского пути:

15.

16. Модель "Фармана" - самолёта, впервые полетевшего в арктической зоне:

17.

18.

19. Памятный крест, посвящённый неудачной попытке итальянской экспедиции под руководством герцога Абруццкого достигнуть Северный полюс в 1900 г.:

20. Модель парусно-паровой двухмачтовой шхуны "Святой мученик Фока", на которой вышла к Северному полюсу экспедиция лейтенанта Георгия Седова:

21.

22. Ледокольный пароход "Таймыр", построен в 1909 г. на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. В 1910-15 гг. ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" участвовали в гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане, причём в 1914-15 гг. оба судна впервые прошли Северным морским путём - из Владивостока в Архангельск:

23.

24. Штурвал и компАс с ледокола "Ермак":

25.

26.

27.

28. Арктический вариант ТБ-3 - Ант-6/Г-2 "Авиаарктика" (Н-169):

29. Героический ледокольный пароход "Александр Сибиряков" (он же "Беллавенчур"). 25 августа 1942 года у острова Белуха погиб в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером типа "Admiral Scheer":

30. Ледорез "Фёдор Литке", построен в Англии в 1909 г.:

31. Фритьоф Нансен:

32. Часть диорамы "Дрейфующая станция":

33.

34. Атомный ледокол "Арктика" - первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. В данный момент ожидает решения своей судьбы на приколе:

35.

36. Жилой модуль арктической станции:

37.

38.

39. Ледокол "Капитан Воронин" был построен в Финляндии по заказу СССР, работал на Севере (провел 4240 судна) и потом в Азовском море. Продан украинскими владельцами на слом в Индию в 1993 г.:

Перехожу к антарктической части музея на втором этаже. Там же, в пристройке (на месте бывшей балюстрады ранее открытой части второго этажа) в данный момент расположена временная тематическая экспозиция, посвящённая Второй мировой войне и полярным конвоям.
40. Как я понимаю, это флаги стран, имеющих свой интерес в Антарктиде. Любопытно, что русский флаг отсутствует:

41.

42. В глаза бросается солнечный энергетический модуль СЭМ-1:

43. Детей пригнали на экскурсию. Получается не так скучно, ибо у большинства есть смартфоны и планшеты:

44.

45. Ил-76 полярной авиации:

46.

47. Столб с указателями со станции "Мирный":

48. Научно-исследовательское судно "Академик Фёдоров", построено в 1987 году в Финляндии по заказу СССР:

49.

50. Лазарев и Беллинсгаузен:

51. Шлюп "Восток":

52. Выгрузка вездехода с борта дизель-электрохода "Лена" на барьер в районе станции "Мирный", 1956 г. (фото Л. Долгушина):

53. Закуток с временной экспозицией:

54.

55.

56.

57. Шлюпочный компАс, различные патроны и гильзы, а внизу - перчатки и кисет полярного лётчика Страубе:

58. Корпус советской большой глубинной бомбы ББ-1 и её взрыватель К3:

59. Конец отчёта:

По традиции, на Яндекс.Фотки можно посмотреть остальные фото из музея, не попавшие в этот обзор.
В завершение немного полезной информации о музее Арктики и Антарктики:
Официальное название:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российский государственный музей Арктики и Антарктики" (ФГБУ РГМАА).
Адрес:
191040, Санкт-Петербург
ул. Марата, 24а
Как добраться:
5 минут пешком от м. Владимирская.
Контакты:
Тел.: (+7 812) 571-25-49
Факс: (+7 812) 764-68-18
Email: info@polarmuseum.ru
Расписание работы:
Вторник - воскресенье: с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30), понедельник - выходной, в последнюю пятницу каждого месяца тоже закрыт - "санитарный день".
Сколько стоит:
Стоимость билета для взрослых: 300 руб. Но есть куча скидок для детей, школьников, студентов, пенсионеров, героев, военнослужащих, сирот и т.п.
Дополнительная информация:
Официальный сайт музея (сделан весьма качественно)
Статья о музее в Википедии
Journal information