navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Category:

Противостояние СССР - США на море во время войны «Судного дня» 1973 г. Часть I.

Оригинал взят у navy_chf в Противостояние СССР - США на море во время войны «Судного дня» 1973 г. Часть I.

(Противолодочный крейсер "Ленинград" и крейсер американского 6-го флота "Спрингфилд". Средиземное море, февраль 1972 года)
Решение Египта о начале войны с Израилем было сделано президентом Анваром Садатом и его сирийским коллегой Хафезом Аседом летом 1973. Запланированная дата нападения скрывалась от Кремля до 4 октября, за два дня перед началом военных действий. В тот день Леонид Брежнев послал сообщение Садату заявление, что в войне должны участвовать одни арабы, хотя Египет мог полагаться на советскую поддержку. Единственным требованием Брежнева было то, чтобы советские гражданские специалисты могли эвакуироваться. И все это ложилось на корабли 5-й эскадры.
5-ой эскадрой ВМФ СССР с октября 1972 г. командовал вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев, начальником штаба был контр-адмирал Александр Ушаков. В ее составе было более 50 судов, надводные корабли в основном из состава Черноморского флота, а подводные в основном из Северного флота.


(Контр-адмирал Волобуев Евгений Иванович)
В соответствии с Директивой Главнокомандующего ВМФ от 18 октября 1972 г. Черноморскому флоту было предписано нести боевую службу в Средиземном море в составе Средиземноморской эскадры, так на 30 сентября в Средиземном море на боевой службе находились: РКР пр.58 «Грозный», 3 БПК пр.61 «Проворный», «Красный Кавказ», «Скорый», 2 ЭМ пр.56 «Пламенный», «Напористый», 4 СКР, 2 ТЩ «Рулевой» (пр.266М) и «МТ-219» (пр.266), 2 СДК пр.773 с ротой морской пехоты на борту. Часть из них после выполненной боевой службы готовилась к возвращению. БПК «Проворный» возвращался в Севастополь после четырехмесячной БС уже в Дарданеллах, был получен приказ и корабль вернулся в Эгейское море.


(КРУ "Жданов" проходит Босфор фото с "Грозного")
Там командир капитан 3 ранга В.И.Мотин объявил, что по приказу МО СССР корабль переводится в полную боевую готовность в связи с началом арабо-израильской войны. В начале октября дополнительно прибыли артиллерийский крейсер пр. 68-бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Сметливый», ЭМ пр.30-бис «Оживленный». Подводные силы в составе эскадры насчитывали не менее 11 ПЛ: с СФ дизельные ракетные пр.651, торпедные пр.641 и атомные (по крайней мере 2 ПЛАРК с ядерными крылатыми ракетами) и с ЧФ дизельные пр.613 («С-96» под командованием А.Балашова). Они разделенные примерно на две одинаковые групп находились в западной и восточной части моря.

В целом, советские силы были тогда способны к запуску двадцати ракет в первом залпе. Штаб эскадры находился на борту флагманского судна ПБПЛ пр.1886 «Волга» которая была около Балеарских островов к востоку от Испании, где готовилась встретить 69 бригаду подводных лодок, идущую для замены находящейся здесь бригады БПЛ.

В ночь на 3 октября, в Средиземное море маскируясь за многочисленными судами, поэшелонно форсировав Гибралтарский пролив прибыла 69 БПЛ - 10 ПЛ в основном пр.641 (в том числе «Б-440», «Б-130», «Б-409», «Б-41», «Б-105»), плавбаза «Федор Видяев» и 2 резервных экипажа, под командованием капитана 1 ранга И.Н.Паргамона. Они вышли на первую БС сроком на 12 месяцев и должны были заменить находящиеся там подводные лодки. Однако из-за повышения боевой готовности никакой замены не произошло, и эти корабли влились в состав 5-й эскадры.

Когда командующий эскадрой вице-адмирал Е.И.Волобуев узнал предстоящем начале войны он в 01.00 4 октября, приказал начать массовую передислокацию сил эскадры к египетскому и сирийскому побережью для эвакуации советских специалистов и их семьи из военной зоны в район к югу от острова Крит, где они передавались на транспортные суда.

После объявления в начале октября повышенной готовности подводным лодкам которые в это время готовились возвращаться из Средиземноморья на Север было сообщено о продлении похода еще на десять для начала дней и они были перебазированы на восток, к побережью Египта.

На начало октября в Средиземном море имелось 48 американских боевых кораблей. Они включали в себя соединение TF 60/61 находящееся к югу от острова Крит во главе с крейсером «Литтл Рок» Little Rock CLG 4) на котором находился командующий 6-м флотом адмирал Мерфи, с началом конфликта он перенес свой флаг на десантный корабль «Маунт Уитни» (Mount Whitney LCC 20). Группа TG 60.1 состоящая из авианосца «Индепенденс» (CVA 62) и ее охраны находилась в Афинах; TG 60.2 состоявшая из авианосца «Франклин Д. Рузвельт» (CVA 42) и кораблей охраны находилась в различных испанских портах; TF 61/62 – десантное соединение имело в своем составе вертолетоносец «Гуадалканал» (LPH 7) и девять других десантных судов, имеющих на борту батальон морских пехотинцев (приблизительно три тысячи человек). Кроме того, здесь находились и другие корабли, в том числе четыре ПЛА патрулировавшие в Средиземном море, и отдельные соединения, такие как 21 патрульный дивизион, базирующийся в Неаполе (он включал в себя флагманское судно дивизиона, патрульную канонерскую лодку «GRAHAM COUNTY» (AGP-1176) и патрульные суда «GRAND RAPIDS» (PG-98), «DOUGLAS» (PG-100), «ANTELOPE » (PG-86), «READY» (PG-87)).

Хотя война началась с неожиданного нападения Египта и Сирии, советские специалисты утверждает, что элемент неожиданности фактически отсутствовал. Согласно их сведениям, израильские силы в районе Суэцкого канала были подняты по тревоге уже 1 октября, а частичная израильская мобилизация началась 4 октября, полную мобилизацию Израиль завершил в 10.00 6 октября в ожидании неизбежного нападения. Все эти очевидные израильские приготовления вынудили арабов начать их нападение ранее чем предназначенные для этого египетские и сирийские силы, завершили окончательные приготовления в районе Суэцкого канала и на Голландских высотах.

( У берегов Сирии. Виден горящий порт)
6 октября из Египта была проведена эвакуация гражданских специалистов, в ней принимали участие несколько судов, в том числе ЭМ «Напористый». Из Сирии наши специалисты были эвакуированы в последний момент, СКР «Куница» вышел из порта в 17.45 с семьями, а в 23.30 израильтяне произвели налет на Латакию. Операция прошла эффективно, но эвакуация несколько ослабляла готовность кораблей 5-й эскадры, капитаны стремились скорее освободиться от пассажиров, чтобы сконцентрироваться на подъеме уровня боевой готовности перед началом войны.

6 октября в 14.05 египетская артиллерия начала интенсивный обстрел израильских позиций. Одновременно авиация нанесла удары по "линии Бар-Лева" и целям в глубине Синайского полуострова. В это время израильтяне находились в состоянии частичной боевой готовности, так как по имеющимся у них сведениям, арабы должны были атаковать только в 18.00. После окончания огневой подготовки, египетские передовые части форсировали Суэцкий канал, и начали готовить переправу для основных сил. В районе 2-й армии мосты были готовы к полуночи 7 октября, а в районе 3-й армии - к 8 октября. По наведенным мостам переправилось около 500 танков. В результате линия Бар-Лева, на которую израильтяне возлагали большие надежды, была захвачена египетскими войсками, хотя на отдельных участках сопротивление не прекращалось. Из израильского резерва срочно были подтянуты две бронетанковые дивизии генералов Ариэля Шарона и Авраама Адана. А.Адан разместился в районе Румани, а А.Шарон около Таса.

На сирийском фронте боевые действия начались 6 октября в 14.00, когда артиллерия и авиация Сирии нанесли удары по израильским позициям на Голанских высотах. В 15.00 сирийская армия перешла в наступление. В течение дня сирийские войска продвинулись на 4-8 км севернее и южнее Кунейтры. Сирийские коммандос захватили гору Хермон. Однако после введения в бой израильских резервов продвижение сирийцев замедлилось. Выдвинув в первый эшелон 7-ю и 188-ю бронетанковые бригады, израильское командование сдерживало сирийское наступление. Для развития успеха в направлении Кафр-Нафах сирийское командование ввело в сражение 3-ю бронетанковую дивизию. В результате ожесточенных боев 7 октября сирийское командование приняло решение остановить наступление и перейти к обороне. Тяжелые потери понесли как сирийские, так и израильские части.

Группа TG 60.1 состояла из авианосца «Индепенденс» (CVA 62) на следующий день покинула Афины и направилась в район к югу от острова Крит, за ними следовал советский эсминец.

(Американская подводная лодка, тип «Балао», под конвоем советских вертолетов)
7-8 октября израильские 162-я (командир А. Адан) и 252-я (командир А. Мандлер) бронетанковые дивизии нанесли египтянам контрудар, который закончился неудачей. В полосе 18-й пехотной дивизии Египта была устроена засада, в которую попала 401-я израильская бригада, потерявшая большое количество танков. К исходу 8 числа египетским войскам удалось объединить дивизионные плацдармы в два армейских, глубиной до 15 км. 9-13 октября в этот период египетские войска прекратили наступление и закреплялись на достигнутых рубежах. Израильская ,армия перебросив резервные части, создала линию обороны на удалении 25-30 км от канала. Для прорыва израильской линии обороны, необходимого, чтобы помочь сирийским войскам, попавшим в тяжелое положение на Голанских высотах, египетское командование передислоцировало на восточный берег 4-ю и 21-ю бронетанковые дивизии, оставив на западном берегу одну бронетанковую бригаду. Это решение привело к тяжелым последствиям.

Тем временем, АУГ с авианосцем «Индепенденс» соединилась с отрядом, включавшим флагманское судно «Маунт Уитни» к югу от Острова Крит, в то время как десантная группа TF 61/62 находилась в заливе Суза (на северном побережье острова Крит), где и находились на якоре до 25 октября.

С объявлением повышенной боевой готовности находившиеся в Черном и Средиземном морях корабли 30 дивизии НК ЧФ выполнили положенные мероприятия по установлению готовности. 8-9 октября вышел из Севастополя отряд кораблей 70-й бригады противолодочных кораблей в составе крейсера "Адмирал Ушаков", БПК "Отважный", эсминца "Сознательный" под флагом командира дивизии контр-адмирала Л.Я. Васюкова со штабом, на БС в Средиземное море, где уже находились 6 кораблей 150-й бригады. Вслед за ними в Средиземное море направились БПК «Решительный» и «Неуловимый».

10 октября по иностранным данным боевые советские надводные силы в районе конфликта насчитывали 21 судно, включая 3 крейсера, 7 эсминцев часть из которых была оснащена ракетами, 9 фрегатов и корветов, 2 десантных судна, 2 тральщика и рад вспомогательных судов. Подводные силы уже насчитывали свыше 16 ПЛ в том числе, по крайней мере, четыре АПЛ. В период с 8 до 13 октября группа TG 60.1 с авианосцем «Индепенденс» (CVА 62), группа TG 60.2 с авианосцем «Франклин Д. Рузвельт» (CVA 42) и десантное соединение 61/62 с вертолетоносцем «Гуадалканал» (LPH 7) была приведена в готовность для возможной эвакуации американских граждан при непредвиденных обстоятельствах на Ближнем Востоке.

Две вновь прибывшие ПЛ пр.641 «Б-409» (к-2р. Ю.Фомичев) и «Б-130» (к-2р. В.Степанов) по боевому распоряжению ГШ ВМФ были направлены в район восточной части Средиземного моря у побережья Израиля с задачей поиска и уничтожения кораблей противника с применением обычного оружия «в соответствии с боевым распоряжением командующего СФ на поход». Задача командирам в таком виде, да еще со ссылкой на распоряжение командующего СФ «…поиск ПЛАРБ, слежение, а с началом военных действий их уничтожение» была противоречива и непонятна.
Тем не менее, ПЛ направились в районы, при этом пришлось провести операцию по обеспечению их отрыва от двух американских фрегатов опекавших лодки с момента входа в Средиземное море. ПЛ «Б-130» была направлена в район юго-восточнее о.Кипр – западнее Хайфы с задачей охраны и обороны транспортов, и командир имел указание «применять противолодочное оружие в интересах их противолодочной обороны».
Командир бригады капитан 1 ранга И.Н.Паргамон вышел на связь с ЦКП ВМФ и начал настойчиво уточнять задачи лодкам, ссылаясь на возможность возникновения международного конфликта, чем вызвал раздражение московских адмиралов, видимо, и так нервно себя чувствующих в условиях начавшихся, хотя и на суше, боевых действий между Израилем и арабами. После получения упрека за излишнюю осторожность и разбора «в верхах» на третьи сутки ПЛ получили указание ГШ ВМФ об отмене ранее отданного приказания на «ведение боевых действий» и подтверждение выполнения ранее поставленной задачи против ПЛАРБ США в районах боевой службы. Впоследствии, по результатам действий, командиры этих ПЛ были награждены орденами и получили повышение в должностях, как «получившие настоящий боевой опыт».

Москва начала посылать технику и вооружение в Сирию и Египет. Уже 7 октября из черноморских портов Ильичевск, Октябрьский вышли первые советские транспортные корабли с оружием для арабов до 90-92 единиц бронетехники на борт каждого транспорта, среднее время перехода из советских черноморских портов в Сирию или Египет - 3 - 4 дня.
Однако это событие не привлекало особого внимания зарубежных исследователей, они предпочитают считать началом советской помощи - налаживание воздушного моста 10 октября, когда советские транспортные самолеты начали совершать регулярные рейсы, перевозя оружие и снаряжение. Для обеспечения безопасности проводки транспортов по зонам Эгейского моря и восточной части Средиземного моря специально сформировали отряд боевых кораблей Черноморского флота до 10 единиц, которые конвоировали их, ими командовал капитан 1ранга Н.Я.Ясаков - командир 70-й бригады эсминцев ЧФ. В числе отряда были среди других БПК «Красный Кавказ», «Проворный», эсминец «Сознательный». Величина сил эскорта диктовалась в соответствии с сообщениями недавних нападений на сирийские порты израильскими реактивными самолетами и кораблями. Они заходили в терводы Сирии, стояли на внешнем рейде порта Тартус во время боевых действий.

Не менее напряженным был и воздушный мост согласно И. Глассмену: "К 12 октября воздушный мост достиг грандиозных размеров, от 60 до 90 советских самолетов в сутки прибывали на египетские и сирийские аэродромы". (Sagan S. D. - Nuclear alerts and Crisis Management. // International Security. - 1985, 9 (spring).) Б. Портер также отмечает возросшую активность полетов советских транспортных самолетов: "Вначале воздушный мост был весьма скромных размеров, но к 12 октября число самолетов резко возросло - факт, зарегистрированный авиадиспетчерами Белграда и Кипра. К полуночи 12 октября 18 самолетов в час пролетало мимо Кипра. Большую часть перевозок обеспечивали транспорты Ан-12 и Ан-22, но также были задействованы и Ил-62, Ил-18, Ту-154. Большие транспортные самолеты, по сообщениям совершили, 934 рейса, перевезя 12, 5 тыс. тонн для арабов с 10 по 23 октября". (Schmidt D. A. - Armageddon in the Middle East. - N.Y., 1974.) Следует добавить что в обратном направлении в Москву удалось вывести захваченные на Синае новый американский танк «М-60», английский «Центурион», беспилотный самолет разведчик производства США, оружие и боеприпасы используемые израильтянами.

После начала операции по отправки вооружения, корабли эскадры начали непрерывное слежение за АУГ к югу от острова Крит. С 9 октября флагманское судно ПБПЛ «Волга» и РКР «Грозный» начали сопровождение авианосца «Индепенденс» (CVA 62) из состава группы TG 60.1, а БПК «Красный Кавказ», «Проворный» и «Скорый» следовали за другими американскими кораблями. В ответ, еще три судна эскорта присоединились к АУГ с авианосцем «Индепенденс». В это же время советские разведывательные суда начали контролировать американскую десантную группу, находящуюся в заливе Суза (Крит), оставаясь там до 25 октября. Своими действиями Москва посылала Вашингтону сигнал, что попытки прервать начавшееся снабжение арабов будут пресечены силовыми методами. В этот период американские ударные соединения были особенно уязвимы к возможной советской атаке крылатыми ракетами, потому что Вашингтон сковал их свободу маневра. Они должны были остаться в определенных районах к югу от острова Крит, чтобы быть готовыми по сигналу из США прервать потенциальную воздушную переброску советских десантных дивизий в Египет. Однако, эта стратегия имела негативные стороны так как очень упрощала задачу слежения и возможного уничтожения их кораблями 5-й эскадры.

Советские подводные силы вооруженные крылатыми ракетами в период 6-16 октября предположительно были развернуты следующим образом. Схема из журнала «Морской сборник» № 3 1999 стр79. Один ПЛАРК пр.675 маневрировал к юго-западу от о. Крит и держал под прицелом АУГ-3, второй ПЛАРК пр.675 была к югу от о. Крит и была нацелена на АУГ-2, один ПЛАРК пр.670 был южнее о. Крит у африканского побережья в заливе Мерса-матрух и целился в «АУГ-1». Целеуказание они получали от кораблей входивших в КУГ (корабельные ударные группы) и сопровождавших американские соединения, при этом удар с ПЛАРК планировался совместно с ракетными кораблями сопровождения. И как показали проведенные в мае 1972 г. в Средиземном море совместные стрельбы РКР «Грозный» и ПЛАРК «К-313» крылатыми ракетами, ударная группа в составе РКР пр.58 и ПЛАРК пр.670 способна пуском 16 ракет в обычном снаряжении вывести из строя или даже уничтожить авианосец. Слабым звеном тогда оказалась выдача целеуказания подводной лодке при маневрировании авианосца на скоростях более 20 узлов. Но в ситуации октября 1973 г. американские авианосцы вынуждены были находиться в определенном районе и двигаться с небольшой скоростью.

Кроме того, у побережья Сирии патрулировала дизельная ракетная ПЛ пр.651 «Б-318» СФ. Так как старт 4 крылатых ракет «П-6» с лодок проекта 651 производился из надводного положения, для нее предусматривался корабль прикрытия.

10 октября, надводные силы 5-й эскадры была увеличены группой судов ЧФ, состоящей из КР «Адмирал Ушаков» под флагом контр-адмирала Л.Я.Васюкова и ЭМ «Сознательный» и БПК «Отважный». В дополнение к нашим силам в Средиземном море на Северном флоте начал готовиться новый отряд кораблей, корабли и подводные лодки получили корректуры боевых распоряжений. Отрядом занимался первый заместитель командующего СФ вице-адмирал Н.И.Ховрин, но спустя некоторое время выход был отменен.

На сирийском фронте 8-12 октября обе стороны производили перегруппировку и наращивание сил. 8 октября израильтяне подтянули 14-ю, 17-ю, 19-ю, 20-ю и 79-ю бронетанковые и 1-ю пехотные бригады, а затем перешли в контрнаступление, сильно потеснив сирийскую армию.

Вместе с сирийцами против Израиля сражались 3-я бронетанковая иракская дивизия, 3-я бронетанковая иорданская дивизия, марокканская дивизия. Кроме арабских государств на стороне Сирии сражалось 20-30 северокорейских пилотов и около 500 человек из кубинской бронетанковой бригады. (Futrell R. F. - Ideas, Concepts, Doctrine.: Basic Thinking in the United States Air Force 1961-1984. Vol. 2. - Maxwell Air Force Base, Ala.: Air University, 1989). Однако несмотря на отчаянное сопротивление сирийские войска и союзные части вынуждены были отступить, практически вернувшись на исходные позиции. 10 октября все израильские части на сирийском фронте перешли в наступление, имея перед собой задачу прорвать арабскую оборону в направлении Дамаска. В результате упорных боев инициатива перешла в руки израильтян. К концу дня им удалось продвинуться на 5-6 км, а к середине 12 октября - на 12-20 км. Три израильские дивизии смогли прорвать сирийскую оборону к северу от дороги Кунейтра-Дамаск.

11 октября 5-я эскадра в плотную приблизилась к вовлечению в конфликт. В ночь с 11 на 12 октября израильские ракетные катера нанесли новый удар по порту Тартус. В порту Тартус израильские ракетные катера двумя ракетами «Габриэль» поразили советское торговое судно «Профессор Мечников» прибывшее в порт еще 5 октября с грузом оборудования для ГЭС. Моряки во главе с капитаном Е.Вовком проявили большое мужества и до конца боролись за жизнь судна.

("Профессор Мечников", потопленный израильскими РКА на рейде Тартуса)
Помощь морякам горящего транспорта оказывали экипажи теплоходов «Руза», «Сарата», «Краснодар». Третья ПКР «Габриэль», пущенная по находящимся в гавани советским судам, угодила в волнолом порта. На следующий день «Илью Мечникова» отбуксировали на мелководье и притопили. Подобный инцидент случился в предыдущий день в сирийском порту Латакия, там израильские катера ракетами поразили японский и греческий транспорты. От пробоин греческое судно затонуло, а японское «Yamashiro Maru» получило повреждения.

Москва отказалась принимать израильское извинение. Советский посол в Вашингтоне, Анатолий Добрынин, заявил от имени Кремля протест по поводу нападения, а также выразил неудовольствие фактами недавнего развертывания американских судов в восточном Средиземноморье. Последняя жалоба была вероятна направлена в связи с направлением АУГ во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» ( CVA 67) который 11 октября оставил Шотландию, и которая, как намекнул Генри Киссинджер израильскому послу 12 октября, вскоре прибудет в Средиземноморье. С авианосцем, прервав участие в учениях, в Северном море были направлены 3 эсминца и танкер.

11 октября Москва переместила к Сирии три боевых корабля, а 13 октября разместила ещё несколько кораблей вдоль сирийского побережья, чтобы охранять транспорты везущие грузы, а рано утром 13 октября МТЩ пр.266М «Рулевой» (капитан-лейтенант П.Н.Козицин) и «МТЩ-219» (капитан 3 ранга Е.А.Буслейко) вошли в сирийский порт Латакия. Командир дивизиона капитан 3 ранга К.А.Шовгенов был назначен старшим по охране порта и разгрузке советских транспортов с оружием и техникой, и получил добро на применение оружия. Работа была напряженной, о ходе разгрузки и обстановке командир дивизиона каждый час докладывал Главнокомандующему ВМФ. 14 октября командиры военных кораблей в Средиземноморье получили приказ открывать огонь по мере необходимости по израильским и другим самолетам воюющих сторон если они угрожают советским конвоям и транспортам. Все это было сделано по тому, что советские поставки шли в Сирию потоком, и их надо было обезопасить, 14 октября в Латакию прибыл ТР «Химик Зелинский» доставивший 90 ракет (514 тонн), 15 октября туда прибыл ТР «Салават» - 65 ракет, 16 октября в 7.30 прибыл ТР «Советск» - 65 ракет. Наши транспорты сопровождают БПК «Красный Кавказ» и ЭМ «Сознательный».

Во время разгрузки транспорта, в котором находилось около 120 боевых машин пехоты и около 40 тонн боезапаса, командир отделения сигнальщиков МТЩ «Рулевой» старшина 1 статьи Виктор Бескровный заметил, как из одной машины вдруг вырвался язык пламени. Старшина мгновенно оценил обстановку (рядом оружие, техника, горючее, люди) и в несколько прыжков достиг машины. С огнетушителем в руках моряк действовал ловко, мужественно и решительно. Рискуя жизнью он потушил пожар и тем самым предотвратил гибель людей, имущества и техники. За этот подвиг Виктор Алексеевич Бескровный был награжден орденом Красного Знамени.
Александр Розин.
Спасибо: http://ymorno.ru.
Продолжение:http://navy-chf.livejournal.com/1056371.html

Tags: ПРОТИВОСТОЯНИЕ., СССР vs США, ФЛОТ.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments