navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Sunfish и Ursula.

Оригинал взят у navydiver в Sunfish и Ursula



Sunfish и Ursula, соответственно В-1 и В-4 при передаче СССР в 1944 году.

Судьба В-1 сложилась трагически: при переходе из Лервика в Полярное она была потоплена английским бомбардировщиком Liberator. Командовал ПЛ Герой Советского Союза И.И. Фисанович. Погиб весь экипаж, включая английских прикомандированных на время перехода моряков. Конечно, атака была ошибочной и бомбардировщик принял нашу ПЛ за немецкую. Однако, советские историки считали, что это было сделано преднамеренно - просто англичане не хотели отдавать нам лодку.

Вот, что пишет Морозов
"В 20.00 25.7 вышла в Полярное, однако, на связь больше не выходила и к месту назначения не прибыла. Возможные причины гибели: утром 27.7 в точке 64.34 с.ш./01.16 в.д.
(по др. данным 64.31 с.ш./01.16 з.д.) потоплена по ошибке самолетом «Либерейтор» 86-й аэ Берегового командовании ВВС Великобритании (экипаж самолета доложил об атаке и
потоплении ПЛ в 8O милях от границы коридора, выделенного для прохода советской ПЛ: вместо передачи опознавательного сигнала ПЛ начала погружаться), ошибка личного
состава или отказ техники, а также подрыв на плавающей мине. На ПЛ погибло 50 членов экипажа"

А вот что пишут зарубежные источники:
"Лодка переходила из Шотландии в Мурманск по специально выделенному коридору безопасности. Этот коридор имел, так называемую, буферную зону шириной в 20 миль с каждой стороны для покрытия навигационных ошибок. Атаки на ПЛ английскими летчиками были сильно ограничены  в этом коридоре и запрещены в ночное время. Помимо этого были предприняты и другие меры, в том числе и сигнальные ракеты, которые должны были предупредить летчика о том, что лодка своя.
В-1 так и не прибыла к месту назначения,в отличии от  В-2 (HMS Unbroken). Прикомандированные английские моряки с нее позже докладывали своему начальству о переходе: советский командир не следовал внутри коридора и не держал сигнальных ракет наготове. Вероятно, то же самое происходило и на В-1.
Из рапорта пилота бомбардировщика был сделан вывод, что была потоплена В-1. Следствие установило, что самолет и лодка сбились с курса и не знали своего точного местоположения, однако атака могла быть упреждена сигнальными ракетами, чего не случилось. И третьей ошибкой командира ПЛ было срочное погружение при обнаружении самолета, причем в светлое время суток. Это действие сбило с толку летчиков и они предположили, что видят ПЛ противника. Вполне вероятно, что советский командир принял Liberator за FW-200 Condor, который тоже имел 4 двигателя и иногда использовался как противолодочник. 
Но даже если бы лодка находилась в границах коридора, отсутствие опознавательных сигналов и погружение почти наверняка бы спровоцировали пилота начать атаку."

 

Еще один интересный, на мой взгляд штрих к этой трагедии. Вот, что пишет в своих воспоминаниях  Герой Советского Союза Я. К. Иосселиани о перходе на В-4

"Наша подводная лодка приближалась к родным берегам. Вот-вот должны были открыться очертания скалистых гор Мурманского побережья, и внимание сигнальщиков и вахтенного офицера невольно привлекла южная часть горизонта. На какой-то момент бдительность была ослаблена, между тем на подходах к базам и портам нас подстерегали всякого рода опасности. Фашистские подводные лодки и авиация обычно нападали на наши транспорты и боевые корабли именно в этих местах. Учитывая это, я время от времени напоминал сигнальщикам о необходимости усилить наблюдение за горизонтом и воздухом Я знал, что всем уже изрядно надоели мои непрерывные напоминания о бдительности, но я не мог поступать иначе. И все же, несмотря на это, корабельное наблюдение прозевало летевший на бреющем полете самолет.

И хотя я определил, что это самолет типа «Каталина», которыми была вооружена наша противолодочная оборона, я скомандовал немедленное погружение. Уйдя на глубину, подводная лодка некоторое время продолжала путь. Это нужно было для того, чтобы самолет окончательно потерял то место, где он обнаружил лодку. Затем я вызвал в центральный пост сигнальщиков, отругал за ротозейство и обещал пробрать еще на собрании всего экипажа. Этой меры на корабле боялись больше всего."

Вот тут возникает несколько вопросов:
Фисанович не был новичком и невязка в 80 миль представляется очень странной. А исходя из воспоминаний Иосселиани получается, что практика срочного погружения на переходе при обнаружении самолета была нормой.
Как то непонятно все это....

Tags: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ., ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., СССР., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

  • Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов.

    Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов. Во время войны во Вьетнаме возникла целая секс-индустрия для американских…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments