navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Первый рейс с пассажирами сверхзвукового лайнера Ту-144.

1 ноября 1977 года в первый рейс с пассажирами отправился сверхзвуковой лайнер Ту-144. Мы собрали интересные факты об уникальном самолете.

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. 1968 год.



Люди вместо бомб
История Ту-144 началась в июле 1961 года в Тушино. Во время большого авиационного парада Никита Хрущев, наблюдая за полетом сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22, спросил авиаконструктора Туполева: "Андрей Николаевич, а ты вместо бомб мог бы людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.

Хрущев загорелся этой идеей: СССР активно осваивал северный и восточный регионы, но долететь до Хабаровска можно было либо с двумя посадками на Ту-104, либо за восемь часов на Ту-114 (оба эти лайнера, кстати, сделаны из бомбардировщиков). Понравились генсеку и слова Туполева о том, что создание сверхзвукового лайнера приведет к подъему советской науки, технологий, промышленности на новый уровень.

Ну и политический аспект был немаловажен. Англия и Франция уже работали над сверхзвуковым "Конкордом" на 100 пассажиров. Соответственно, советский "суперсоник" (так сверхзвуковые лайнеры называли на Западе) должен быть вместительнее, быстрее и появиться раньше. Это продемонстрирует всему миру преимущество социализма над капитализмом.



Дырка от стабилизатора
Разработку самолета 74-летний Туполев поручил своему сыну Алексею и отделению "К", занимавшемуся созданием сверхзвуковых военных беспилотников. Рассмотрев несколько вариантов, конструкторы остановились на планере без хвостового стабилизатора с треугольным крылом сложной геометрии. При крейсерской скорости в 2,5 Маха (2500 километров в час) такая компоновка представлялась оптимальной.



Сотрудники Отделения аэродинамики Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина ведут работу по улучшению летных качеств перспективных авиационных и космических летательных аппаратов различных классов. С помощью уникальных стендов исследователи еще на стадии формирования облика будущей машины получают полные характеристики ее конструкции. Испытания здесь прошли Ту-144, "Руслан", Ил-76, Ил-86.



Туполев оказался прав: проблемы, возникающие при полетах на сверхзвуковых скоростях, потребовали новых решений от авиационной науки. Модели планеров продували в огромных аэродинамических трубах ЦАГИ. Для контроля за потоками воздуха внутри самолета использовали воздушные шарики.

Наука поработала хорошо: во время полета внешняя обшивка Ту-144 нагревалась до 160 градусов, в то время как в салоне сохранялись нормальная температура и давление. Фюзеляж "Конкорда" при полете на сверхзвуке удлинялся на 25 сантиметров. В салоне рвались коврики, в обшивке появлялись щели. Ту-144 был лишен этого недостатка. Зато реактивная струя мощных двигателей НК-144 прожгла дыру в хвосте опытного образца. Двигатели отодвинули подальше.


Испытания сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144 в аэродинамической трубе Т-101 Центрального аэродинамического института имени Н.Е.Жуковского.

Гонка за сверхзвуком
В конце 1967 года состоялась презентация "Конкорда": готовый самолет выкатили из ангара и показали прессе. Ту-144 запаздывал - к тому моменту на опытном заводе КБ завершалась его сборка. Туполев оказался прав еще раз - для создания сверхзвукового самолета пришлось модернизировать всю советскую промышленность: машиностроение, металлургию, электронику.

Взлет "Конкорда" по техническим причинам откладывался и ЦК КПСС поставил задачу: первый полет Ту-144 должен состояться до конца 1968 года. К решению масштабных проблем в сжатые сроки Туполеву не привыкать - так уже было, когда он по приказу Сталина копировал американский бомбардировщик B-29, создавая Ту-4.

Первый полет
В конце 1968 года опытный самолет под индексом "044" (бортовой номер 68001) был готов. К тому времени уже успешно летал "самолет-аналог" - уменьшенная копия Ту-144 на базе МиГ-21. Выяснилось, что без стабилизатора и с новым крылом "аналоговый" МиГ развивает гораздо большую скорость. Он стал тренажером для первого экипажа Ту-144.


Известный советский авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев в аэропорту "Шереметьево" во время презентации сверхзвукового самолета ТУ-144. 1968 год.

Командиром первого экипажа назначили заслуженного летчика-испытателя СССР Эдуарда Еляна (он, кстати, предложил Туполеву конфигурацию крыла для Ту-144). Учитывая новизну и необычные свойства самолета, впервые в гражданской авиации в опытный образец установили катапультируемые кресла. В течение месяца летчики гоняли двигатели на земле, делали пробежки по взлетной полосе. 20 декабря самолет и экипаж были готовы к полету.

Еще 10 дней ждали погоду. Наконец, 31 декабря через 25 секунд после старта Ту-144 впервые оторвался от земли. Первый полет продолжался 37 минут, летчики отметили хорошую управляемость гигантской машины. Задание партии и правительства было выполнено - "Конкорд" поднялся в небо на два месяца позже, 2 марта 1969 года. За испытания лайнера Эдуарду Еляну присвоили звание Героя Советского Союза.
Рекорды
5 июня 1969 года самолет стал первым в истории пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер. Произошло это на высоте 11 километров. Через год на высоте 16 километров Ту-144 преодолел рубеж в 2 Маха, развив 2150 километров в час. Кстати, в обычных рейсах оба "суперсоника": советский и англо-французский, - по мере выработки топлива набирали высоту. Это позволяло увеличить дальность полета. Но летавший над Атлантикой "Конкорд" при встречном ветре поворачивал обратно - керосина могло не хватить. На рейсах из Москвы в Ташкент, Алма-Ату и Дели Ту-144 достигал пункта назначения при любом ветре.




Летчики-испытатели: (слева направо) Михаил Козлов, Эдуард Елян, ведущий инженер по летным испытаниям Владимир Бендеров, генеральный конструктор Андрей Туполев, главный конструктор Алексей Туполев и ведущий инженер-испытатель Юрий Селиверстов на подмосковном аэродроме в Жуковском после испытательного полета самолета "Ту-144".

Лайнер Туполева был самым умным самолетом того времени. Электроника могла самостоятельно выполнить весь цикл полета от взлета до касания полосы и помнила 100 маршрутов. Летчики хвалили самолет за удобство систем управления. У "Конкорда" авионика была капризной и нередко "приводилась в чувство" непосредственно перед полетом. Ту-144 оказался очень живучим. Во время испытательного полета на сверхзвуке разорвало двигатель, но пилоты, отключив два мотора, смогли посадить раненый лайнер в поле у подмосковной деревни.

В стекло для иллюминаторов советского самолета добавляли золото, чтобы защитить пассажиров от солнечной радиации при полетах в стратосфере. Золотые нити имелись и в шторках кабины пилотов. У Ту-144 был уникальный механизм, опускавший носовую часть при взлете и посадке для лучшего обзора. Одновременно из-за кабины пилотов выдвигались дополнительные стабилизаторы, благодаря которым взлетная и посадочная скорости самолета были на 15 процентов ниже, чем у "Конкорда".








В кабине последнего серийного самолета ТУ-144, который находится на территории Летно-исследовательского института имени М. М. Громова.


Царь-тягач
Для буксировки Ту-144 по земле был разработан аэродромный тягач МАЗ-541, самый большой в мире седан. Почему ему придали облик легкового автомобиля, неизвестно - видимо, из-за желания удивить иностранцев: предназначался легковой МАЗ для обслуживания международных рейсов.







Под широченным капотом прятался 38-литровый дизель, разработанный для тяжелых бомбардировщиков, но больше применявшийся в тяжелых танках. Тягач нагрузили балластом, чтобы под давлением 500 лошадиных сил не пробуксовывали огромные колеса разного диаметра, как у гоночных болидов: задние от карьерного самосвала, передние от КрАЗа.

28-тонному тягачу предстояло работать с хрупкими самолетами, подъезжать к которым надо осторожно, поэтому МАЗ сделали "тянитолкаем": с двумя рулями и постами управления.



На испытательном полете сверхзвуковой самолет-лаборатория ТУ-144 ЛЛ. 1996 год.

Оригинал взят у altyn73 в Немало атеистов сломалось в зоне турбулентности.


Tags: АВИА., ПРОТИВОСТОЯНИЕ., СССР vs США
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments