navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Советская архитектура за ХХХ лет, часть I - Москва.

Оригинал взят у rivershkiper в Советская архитектура за ХХХ лет, часть I - Москва
Как-то в сети (ЕМНИП - на allday.ru) мне попался скан альбома "Советская архитектура за ХХХ лет". Альбом издан был в 1950 году.Издание более чем интересное, так мы можем взглянуть на многие архитектурные ансамбли в том виде, как они задумывались архитекторами.
Вообще этот альбом ценен тем, что в нем собраны многие знаковые что-ли ансамбли сталинской эпохи. Вообще что касается стиля, то кроме модного в 30-е индустриального стиля и модерна, здесь большинство ансамблей - то, что сейчас часто зовут "Сталинским Класицизмом" или иногда "Имперским стилем". Имперский он или не имперский, но задача архитекторов была в том, что бы показать монументальность и серьезность советского строя, если угодно - серьезность намерений двигаться к социализму, а потом к коммунизму. Сейчас можно стопроцентно сказать только одно - архитекторы свою задачу выполнили.
Интересна и география - Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Куйбышев (Самара), Молотов (Пермь), Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Сталинск (Новокузнецк)

Лично мое мнение - период с 30-х по 50-е годы - взлет советской архитектуры. Естественно, что не без помощи императорских школ ваяния и зодчества. Но факты говорят сами за себя: если в 20-е годы страна довольствовалась восстановлением старого жилого фонда и строительством строений барачного типа (что понятно - не до излишеств тогда было), то уже в 30-е годы начинает массово приходить в архитектуру монументализм. А после Великой Отечественной Войны пропагандистская задача архитектуры стала еще более злободневной - она показывала миру, что несмотря на все жертвы СССР поднимается из руин. Как поется в песне - И текли куда надо каналы, и в конце куда надо впадали...
сегодня - первая часть, посвященная Москве


Монумент И. В. Сталина на Канале имени Москвы, 1937 год, Скульптор С. Д. Меркуров
В настоящее время памятник не сохранился - демонтирован в 60-е годы на волне борьбы с культом личности И. В. Сталина. Был установлен на правом берегу канала



Монумент В. И. Ленина на Канале имени Москвы, 1937 год, Скульптор С. Д. Меркуров

Ленин стоит до сих пор, снято в 2007 году


Мавзолей В. И. Ленина, 1930, архитектор А. В. Щусев
Это третий вариант мавзолея. Первый был построен 21 января 1924 года так же по проекту Щусева из дерева к похоронам В. И. Ленина. К первомайским праздникам 1924 года на этом месте был сооружен второй мавзолей с пристыкованными к нему трибунами. А в 1930 году был построен нынешний, третий вариант. В последствии внешне он менялся только один раз - в 1953 году была заменена фасадная плита, где добавилось имя В. И. Сталина, но в 1961 году тело И. В. Сталина было вынесено из мавзолея и захоронено у кремлевской стены, а плиту вновь заменили. Плита с именами Ленина и Сталина долгое время находилась, а возможно и до сих пор находится на территории московского камнерезного комбината.
Пост №1 у входа в Мавзолей был учрежден приказом начальника Московского гарнизона 36 января 1924 года. После событий 3-4 октября 1993 года пост №1 у мавзолея был уупразднен. Последнюю вахту на посту несли ефрейтор В. В. Дедков и рядовой Р. И. Полетаев. 6 октября 1993 года в 16 часов, разводящий сержант О. Б. Замоткин увёл с поста последнюю смену часовых — пост № 1 был упразднен. С 12 декабря 1997 года пост №1 действует вновь, но теперь он находится у могилы неизвестного солдата в Александровском саду. Службу несут солдаты роты почетного караула Кремлевского гарнизона.
В настоящее время в мире всего четыре сооружения подобного рода - в России (В. И. Ленин), во Вьетнаме (Хо Ши Мин), в Китае (Мао цзедун) и Северной Корее (Ким Ир Сен). Так же в северокорейский мавзолей произведено новое захоронение - 29 декабря 2011 года туда было помещено тело Ким Чен Ира. Здесь можно ознакомиться со статьей А. В. Щусева "Мавзолей Ленина"


Мавзолей В. И. Ленина, современный вид


Вид на Кремль с Москворецкого моста. Нынешний мост построен в замен старого в 1938 году

Москворецкий мост, современный вид (фото 2006 года)


Манежная площадь, вид со стороны Моховой улицы

Манежная изменилась капитально. По сути остались только кремль и здание нынешней госдумы на Охотном ряду - бывшее здание Госплана СССР (1932-1936 годы. архитектор Лангман)


Дом Совета Министров и гостиница "Москва" (справа)
Огромное здание на Охотном ряду, где сейчас квартирует госдума РФ действительно строилось архитектором Лангманом для Госплана, но практически сразу его занял Совет Народных Комисаров (он то и стал потом советом министров СССР), а госплан переехал в другое здание, расположенное неподалеку. Кстати за Госпланом числится еще одно здание. которое можно отнести к памятникам архитектуры того времени - так называемый "гараж госплана", расположенный по адресу ул. Авиамоторная, д.63.
А на фото также присутствуют троллейбусы ЯТБ-2. Для самарцев эти машины еще примечательны тем, что в 1942 году их вывезли из Москвы, и в Куйбышеве 6 ноября 1942 года было открыто троллейбусное движение - маршрут пролегал от Комсомольской площади (железнодорожный вокзал ст. Куйбышев) по ул. Льва Толстого и Куйбышева отправился первый троллейбус до площади Революции.


"Гараж Госплана", архитекторы Мельников и Курочкин


Манежная площадь, реконструирована в 1935 - 1938 годах
У правого края фото виден один из первых крупносерийных советских автобусов - ЗиС-16. Машина строилась и после войны, но в более упрощенном кузове. По различным данными ЗиС-16 на переферии можно было видеть на линиях и в качестве служебных автобусов до 60-х годов.



Дом Совета Министров СССР, 1934-1935, архитектор А. Я. Лангман


Вид на ул. Горького от гостиницы "Москва"
На этой фотографии еще один уникальный образец отечественной техники - двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. Это единственный образец двухэтажной машины отечественного производства. Сейчас улице возвращено историческое название - Тверская. Но имело ли это смысл, когда улица как ми нимум полностью утратила свой исторический облик - то что мы наблюдаем сегодня - это постройки 30-х - 40-х годов ХХ века. Так же с Тверской/Горького связана одна уникальная для своего времени техническая операция - дважды - в 1935-1936 (паралельно с перестройкой улицы) и в 1979 годах часть строений "переехали", дав возможность расширить улицу без разборки строений. Особенно ярким событием стал переезд типографии Сытина в 1979 году - здание "отъехало" на добрую сотню метров.


дом Сытина "поехал", 1979 год


улица Горького после реконструкции, 1938 год
Уникальность новой застройки была в том, что новые ансамбли неожиданно органично вписались в старую московскую застройку. Так же застройка 30-х годов стала неким образцом архитекртуры социализма.



Советская площадь (бывшая Скобелевская), реконструкция 1939 года. С 1993 года - Тверская площадь. Здесь в 1947 году состоялась закладка памятника Юрию Долгорукому (к 800-летнему юбилею города), памятник открыт в 1954 году


Советская площадь. Здание Московского Совета депутатов трудящихся. Реконструирован в 1946 году.
Это здание имеет достаточно древнюю историю - оно было возведено в 1782 году архитектором Казаковым. При реконструкции ул. Горького оно переехало вглубь квартала на 14 метров. Для того, что бы относительно невысокое (три этажа) здание не затерялось среди новой затройки. оно было надстроено в 1939 году. После Великой Отечественной Войны в 1946 году была пристроена красивая ажурная ограда.


Здание Моссовета, современный вид


Ограда здания Моссовета, архитектор Д. Н. Чечулин, 1946 год


Памятник Ленину у Института Маркса - Энгельса - Ленина на Советской площади. Архитектор С. Д. Меркуров
На Советской плошщади институт просуществовал до 1960 года, когда переехал в комплекс зданий по адресу ул. Вильгельма Пика, д.4. Там институт проработал до своего закрытия в 1991 году.



ул. Горького, жилые дома, архитектор А. Г. Мордвинов


ул. Горького, жилой дом. арх. А. Г. Мордвинов


гостиница "Москва", архитекторы А. В. Щусев, Л. Н. Савельев, О. А. Стапран
К сожалению до настоящего времени этот символ столицы не дожил - в 2004 году гостиница варварски была разобрана и заменена новостроем, якобы выполненным по проекту А. В. Щусева. Но на самом деле проект был весьма сурово поменен. Хотя новое сооружние сохранило примерную похожесть на старое здание. Так же полностью был утрачен интерьер гостиницы.
Гостиница "Москва" действительно была символом - причем растиражированным многократно - как минимум рисунок здания украшал этикетку водки "Столичная". Теперь только старые фото могут дать представление о величии сооружения.
Здесь весьма хорошо проведен разбор и сравнение архитектурных отличий старого здания и новостроя. вообще как я замечаю в последние годы - в архитектуре прописалась какая-то "шариковщина", поразившая как опухоль все новые объекты.



Холл гостиницы "Москва"


Гостиница "Москва", ресторан


Гостиница "Москва", фрагмент интерьера


Гостиница "Москва", фрагмент интерьера


Гостиница "Москва", фрагмент отделки банкетного зала


Гостиница "Москва", фрагмент потолка


Гостиница "Москва", плафон ресторана


Гостиница "Москва", главный вход


Концертный зал им. П. И. Чайковского, Д. Н. Чечулин, К. К. Орлов, 1940 год


Современный вид концертного зала с Садового кольца


Концертный зал им. П. И. Чайковского. Зрительный зал.


Концертный зал им. П. И. Чайковского. Фойе.


Концертный зал им. П. И. Чайковского. Фрагмент лестницы.


Здание издательства "Правда", П. А. Голосов, 1935 год


Здание издательства "Правда", фрагмент фасада


Здание издательства "Правда", современный вид. Видны следы пожара, произошедшего в феврале 2006 года


Клуб издательства "Правда", Н. Д. Молоков, Н. М. Чекмотаев, 1937


современный вид здания, сейчас представляет из себя сборище арендаторов. Фото взято у huck_d


Центральный театр Красной армии, К. С. Алабян, В. М. Симбирцев, 1940 год


Центральный театр Красной Армии, колонада


Центральный театр Красной Армии, главный вход


Центральный Академический Театр Российской Армии, современный вид, источник фото, автор - Илья Мельников


Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, В. А. Веснин, А. А. Веснин, 1937 год


ДК ЗиЛ, современный вид. Этому зданию посвящен отличный пост у synthart.


Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, читальный зал библиотечного крыла


Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, Зимний сад


Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, В. А. Щуко, В. Г. Гельфперх, 1939 год


Российская государственная библиотека, современный вид


Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, фасад. Как видим - метро еще имени Л. М. Кагановича, впоследствии московский метрополитен получит имя В. И. Ленина


Здание Центрального Телеграфа, И. И. Рергберг, 1927 год


Здание центрального телеграфа, современный вид. В здании в настоящее время размещается центральный офис оператора связи ОАО "Центральный телеграф"

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

promo nemihail 14:10, вчера 183
Buy for 20 tokens
Я бы даже сказал, что больше других, хотя ещё не вечер. Когда-то тут была промзона, а сегодня чуть ли не самая дорогая земля в Москве и в небоскребах тут живут очень богатые люди, ну или те, кто пытаются примазаться к богатым;) И вот она сила контраста, почти как в Таиланде, где под…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments