navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Конструктор легендарного "ГАЗона".



Среди созданных конструктором автомобилей всегда найдется такой, Который он считает своей визитной Карточкой.
Для Григория Вассермана таким автомобилем, безусловно, был ГАЗ-69.
Григорий Моисеевич Вассерман (1913-1972) родился в Донбассе, в городе Бахмут (ныне Артемовск).
Он рос в тяжелые, смутные времена — Первая мировая война, революция, Гражданская война, еврейские погромы.
И хотя семья не пострадала, Григорий с детства научился быть собранным и ответственным.
С началом НЭПа — новой экономической политики — жить стало легче. Но к концу 20-х годов НЭП был фактически
свернут, частный капитал вытеснялся из всех сфер экономики, и для предпринимателей — кустарей, ремесленников,
торговцев — вновь наступили трудные времена.
Чтобы помочь семье, шестнадцатилетний Григорий вынужден был пойти работать учеником токаря, а через год юноша
уехал в Ростов-на-Дону. Там он устроился рабочим-литейщиком и одновременно поступил на курсы чертежников.

Через некоторое время способного студента приняли конструктором на экспериментальный завод, выпускавший штампы
и пресс-формы для Ростсельмаша — одного из крупнейших советских предприятий по производству сельскохозяйственной
техники.
От службы в армии Вассермана освободили по состоянию здоровья. Это позволило Григорию в 1935 году поступить на
заочное отделение Московского индустриального института.
В 1940 году Вассерман защитил на "отлично" диплом инженера-механика по специальности "Автомобили" и был направлен
конструктором на Горьковский автомобильный завод.


Григорий Вассерман пришел на ГАЗ не зеленым выпускником, а зрелым специалистом — в тот момент ему было уже 27 лет.
Вассермана сразу направили в подразделение, которое возглавлял Андрей Липгарт, в конструкторскую группу
Виталия Грачева, созданную специально для проектирования внедорожников.
Работы над первым в истории автозавода семейством двухосных полноприводни-ков ГАЗ-61 к этому времени уже
подошли к логическому завершению. Участие в проекте позволило Вассерману быстро влиться в коллектив и проникнуться
новаторскими инженерными идеями Грачева.
К работе над созданием легкого командирского джипа ГАЗ-64 в январе 1941 года Григорий Моисеевич приступил
уже в качестве "правой руки" Грачева. Не случайно, когда в 1943 году Виталия Грачева назначили главным
конструктором автозавода в Днепропетровске, возглавить «полноприводную» группу КБ ГАЗа поручили именно Вассерману.
И сразу же Григорию Моисеевичу пришлось дебютировать в роли ведущего конструктора проектов.
Джип ГАЗ-67 и броневик на его базе необходимо было срочно модернизировать — расширять колею, вносить другие
усовершенствования. Вскоре свет увидели ГАЗ-67Б и бронеавтомобиль БА-64-125Б.



ГАЗ-67Б.

В 1944 году Григорий Вассерман возглавил группу конструкторов, проектировавших перспективный автомобиль
М-20 — будущую "Победу". И тогда же, вдохновленный работой над обычной легковушкой для мирной жизни,
Григорий Моисеевич сделал первые наброски полноприводника следующего поколения.
Спустя три года, 21 апреля 1947 года, вышло постановление Совета министров СССР №1118-325 и вслед за ним приказ
Министерства автомобильной и тракторной промышленности №34, предписывавшие Горьковскому автозаводу создать замену
устаревшим довоенным вездеходам.
Вассерман приступил к проектированию ГАЗ-69, ставшего впоследствии настоящей легендой отечественного
автомобилестроения.
Автомобиль получился настолько удачным, что на его фоне меркнут другие, не менее выдающиеся разработки
Вассермана: созданная при драматических обстоятельствах амфибия ГАЗ-46 на базе ГАЗ-69 (1951-1952 годы) и
уникальный комфортабельный безрамный внедорожник на базе "Победы" М-72 (1954-1958 годы).
Нельзя не отметить и оригинальные опытные образцы, которые по тем или иным причинам не пошли в серию:
заднеприводной ГАЗ-19 на базе ГАЗ-69 (1955 год), мини-джип ГАЗ-73 (1954-1955 годы), "Победа"
с 6-цилиндровым двигателем М20Г (1956-1959 годы). За десять лет — десять автомобилей.



Легковой вездеход ГАЗ М-72.

Работа в должности ведущего конструктора того или иного проекта для Вассермана вовсе не означала отказа
от инженерной практики. Григорий Моисеевич лично разрабатывал новаторские для нашего автопрома узлы:
независимую подвеску передних колес "Победы", гидропривод выключения сцепления "двадцать первой" "Волги",
колесные тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров ГАЗ-13 "Чайка" и т.д.
При этом Вассерман не просто «сочинял чертежи», Он отслеживал судьбу своих детищ вплоть до конвейера —
участвовал в доработках опытных образцов и испытаниях, контролировал производственников.
Вот как вспоминает об этом другой горьковский конструктор — Борис Дехтяр: "Вассерман отлично разбирался
в особенностях массового производства автомобилей и умел точно выбрать наилучшую технологию изготовления
детали, соответствующую ее конструкции, а не наоборот — как требовали госстандарты.
Например, изготовлять ли деталь литьем, ковать или штамповать из листа, сваривать или собирать...
Он понимал, что при массовом производстве надежный контроль универсальными измерителями невозможен.
А значит, контроль должен быть пооперационным и начинаться с входного. Но добиться внедрения этого в
производство ему не удалось — отказ мотивировали тем, что завод в результате просто-напросто остановится,
образно говоря, что немцу хорошо, то для русского смерть...".
В последние годы жизни Григорий Моисеевич Вассерман работал в городе Запорожье — в должности заместителя
главного конструктора Запорожского автомобильного завода.
Оригинал взят у bono60 в Конструктор легендарного "ГАЗона".
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

  • Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов.

    Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов. Во время войны во Вьетнаме возникла целая секс-индустрия для американских…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments