navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Categories:

Тайна двух капитанов.

Оригинал взят у eho_2013 в Тайна двух капитанов

История морских путешествий и географических открытий полна загадочных и трагических событий, среди которых тайна гибели двух английских кораблей на русском Севере, не разгаданная и поныне. Это случилось в середине шестнадцатого столетия, но истоки всех событий надо искать раньше, в те времена, когда началась эпоха великих географических открытий. Люди пятнадцатого века, вероятно, и не догадывались, что живут в великую эпоху; и мореходов в далекий путь бросали отнюдь не высокие романтические чувства, а тщеславие, неудовлетворенное самолюбие и даже вульгарная жажда наживы. Но удивительные и далекие земли, ставшие известными европейцам, настолько раздвинули горизонты человечества и так изменили представления о мире, что сама история вышла на новый виток своего развития.
Началось все с меркантильного желания проложить новые торговые пути в страны Востока. Это сулило невероятные прибыли. Восток всегда интересовал европейцев. Красивые, экзотические страны – Индия, Китай – казались сказочно богатыми. Во времена средневековых Крестовых походов торговые связи между Западом и Востоком изменили стиль жизни в европейских городах. Восточные пряности (корица, гвоздика, перец, мускатный орех), тростниковый сахар, ювелирные изделия, парфюмерия, шелковые ткани сделались привычными и необходимыми товарами в обиходе жителей Западной Европы.

Но к середине пятнадцатого столетия торговля с Востоком вступила в период кризиса. Границы государств менялись, обрубая привычные купеческие пути; каждый правитель норовил устроить собственные таможни и ввести грабительские налоги; вечные войны оставляли целые страны без рынков; множество посредников – арабы, венецианцы и др. – делали заморские товары все дороже и дороже. Завоевание стран Ближнего Востока турками еще больше осложнило торговые операции. Грабежи, пиратство, разнообразные поборы с купцов, практиковавшиеся турками, превращали торговлю с Азией в опасное и невыгодное занятие. Мысль проникнуть на Восток в обход турецких владений какими-то новыми путями, толкала европейских мореходов в путешествия по неведомым морям. Обстоятельства складывались так, что первооткрывателями новых путей стали испанцы и португальцы.
Португальцам, обладавшим довольно скромной территорией в Европе, удалось утвердиться на северо-западном побережье Африки. Это открывало перед Португальским королевством новые перспективы. Португальский принц Генрих Мореплаватель построил большой флот с целью дальнейшего изучения и покорения берегов Африки, лежавшей на пути к вожделенным странам Востока. В 1445 году португальцы открыли Зеленый мыс, в 1471 году достигли Гвинеи, а в 1486 – южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды.
васко.da_gama
Васко да Гама

В 1497 году небольшая флотилия из четырех кораблей под командованием Васко де Гамы вышла из Лиссабона на поиски пути в Индию, идущего вокруг Африки. Корабли португальцев достигли города Каликута на западе Индии и вернулись домой с грузом драгоценных восточных пряностей. Открытие Васко де Гамы произвело огромное впечатление на европейцев, как и привезенные им из путешествия «сувениры». Так началась эпоха великих географических открытий.
В то время, как португальцы искали путь в Индию вдоль западного побережья Африки, генуэзец Христофор Колумб предложил правителям Испании – королевской чете Изабелле и Фердинанду – иной маршрут в Индию. Будучи уверенным в шарообразности земли, Колумб намеревался идти на кораблях на запад, чтобы обогнуть полушарие и добраться к Индии с востока. В августе 1492 года эскадра из трех кораблей под командованием Колумба вышла в Атлантический океан искать путь в Индию.
В этом путешествии Христофор Колумб открыл один из Багамских островов, Гаити и Кубу. Позже, в 1498-1499 годах, Колумб вышел к побережью южной Америки. Но он упорно настаивал, что обнаружил земли Индии, Китая и Японии. В Испании его открытия вызвали разочарование. По сравнению с настоящей Индией, «Индия» Колумба казалась скудной, малонаселенной землей. Ни городов с богатыми рынками, ни пряностей, ни слоновой кости обнаружено не было... За Колумбом закрепилась репутация авантюриста, он впал в немилость у испанских властителей и умер в 1506 году в нищете и забвении. Свое название Америка получила в честь другого мореплавателя – флорентийца Америго Веспуччи, также находившегося на службе у испанской короны. Веспуччи совершил несколько плаваний в Новую Землю, открытую Христофором Колумбом, и обследовал ее берега. В 1507 году он выпустил сборник рассказов о своих путешествиях. С этого времени картографы стали обозначать Новую землю под названием земли Америго.
Hristafor_Kolumb
Христофор Колумб

Тем временем Португалия приобретала колонии в Индии и Индокитае, блокируя старые торговые пути. Ловкие португальцы перехватили торговлю восточными пряностями, нанеся удар по венецианской монополии. Однажды сильный ветер отнес португальские корабли к западу от обычного маршрута, к берегам Южной Америки. Португальские моряки захватили обнаруженные земли вдоль побережья океана, назвав их Бразилией. Изначально эти владения рассматривались Португалией лишь как промежуточный пункт на пути в Индию, но в 1530-х годах Бразилия стала основным поставщиком кофе, сахара и ценных пород древесины в Европу. Открытие залежей золота сделали бразильские земли еще более притягательными.
Англичане поначалу оказались в кильватере португальских и испанских мореходов. В пятнадцатом столетии английские короли были слишком заняты дворцовыми переворотами, кровавым противостоянием домов Ланкастеров и Йорков, каждый из которых рвался к власти, а также покорением ближайших соседей, войнами с Францией и другими важными делами. Им было не до географических открытий и не до далеких восточных стран. В конце пятнадцатого столетия, в 1485 году, на престол вступил Генрих VII, убивший в кровавой сече под Босвортом Ричарда III и прямо на поле брани надевший на себя корону, снятую с мертвого врага. Жестокая усобица на время затихла в Английском королевстве. Англичане, издавна считавшиеся умелыми моряками, стали с завистью поглядывать на то, как другие европейцы бороздят моря.
Генуэзец Джованни Кабото, известный в Италии мореплаватель, в 1494 году переехал вместе с семьей в Англию. В туманном Альбионе его стали именовать на английский манер Джоном Каботом. Бристольское купечество, узнав о плавании Христофора Колумба и открытых им землях, решило снарядить собственную экспедицию за океан, в поисках северного пути в Индию. Правда, побоявшись вкладывать в сомнительное приключение большие деньги, купцы подготовили только один корабль с 18 моряками. Капитаном назначили Кабота. Король письменно повелел ему ходить по всем морям Востока, Запада и Севера и искать для английской короны новые земли.

Джон Кабот

20 мая 1497 года корабль «Мэтью» под командованием капитана Кабота вышел из Бристоля и через месяц достиг берегов неведомого северного острова. Кабот назвал его Ньюфаундленд (Вновь найденная земля) и объявил владением английского короля. Двинувшись дальше на юго-восток, Кабот увидел в море огромные косяки рыбы. Так была обнаружена Большая Ньюфаундлендская банка – один из богатейших районов рыболовства в мире. Открытия Кабота пошли на пользу английской экономике. Отныне рыбаки с Британских островов могли не бороздить в поисках рыбы воды вокруг Исландии, а ходить на промысел к Ньюфаундленду.
В 1498 году Джон Кабот вышел в новое плавание. Его сопровождал сын Себастьян. На этот раз под началом капитана Кабота была флотилия из пяти судов. К несчастью, в пути капитан умер, и Себастьян Кабот принял командование на себя. Английская экспедиция вышла к Северной Америке. Полоса ее восточного побережья была объявлена английскими владениями.
В 1509 году на английский престол вступил Генрих VIII, король, слишком увлеченный церковной реформацией, к тому же, имевший дурную привычку регулярно казнить своих жен. Он, в отличие от испанских и португальских монархов, не имел желания спонсировать экспедиции первопроходцев. Да и купечество Англии, чувствуя монаршее неодобрение, перестало вкладывать деньги в далекие экспедиции.
Henry_VIII
Генрих VIII

Себастьян Кабот, успевший прославиться как мореплаватель и картограф, перешел на службу к другим европейским монархам – сперва Фердинанду Арагонскому, потом к императору Священной Римской империи Карлу V, потом возглавил морскую экспедицию Венецианской республики, пройдя по руслу рек Уругвай и Парагвай. В 1544 году он опубликовал новую карту мира, где были учтены географические открытия, сделанные европейскими  мореплавателями и лично Каботом.

В 1547 году английскую корону унаследовал малолетний сын Генриха VIII Эдуард VI (так ярко изображенный Марком Твеном в книге «Принц и нищий»), и в настроении английского общества что-то поменялось. Умненький мальчик-король не желал, чтобы его королевство оказалось в стороне от новых веяний. Для того, чтобы Англия присоединилась к общей «географической лихорадке», требовались предприимчивые, инициативные люди и настоящие энтузиасты мореплавания, хотя бы несколько человек. Такие герои (или безумцы) вскоре нашлись: вернувшийся в 1547 году в Англию Себастьян Кабот,  моряк Ричард Ченслор* и дворянин Хью Уиллоби, имевший большой военный опыт. В 1551 году в Англии под покровительством юного короля Эдуарда этими энергичными людьми была создана компания с громоздким названием «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown» (сокращённо «Mystery»). В российских документах она называлась «Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых».
эдуард.6
Эдуард VI

То, что компания преследовала прежде всего коммерческие интересы, завидуя успехам Испании и Португалии и намереваясь найти новые рынки сбыта английских товаров, никто не скрывал. «Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас, и что эти товары, которые иностранцы когда-то на памяти наших предков настойчиво разыскивали и желали иметь, теперь находятся в пренебрежении и цены на них упали, хотя мы их сами отвозим к воротам наших покупателей, а между тем иностранные товары дают большую прибыль и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона, люди большой мудрости и заботящиеся о благе своей родины, начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению.
Им казалось, что средство удовлетворить их желание и изжить все неудобства имеется налицо, ибо, видя, как удивительно растет богатство испанцев и португальцев вследствие открытия новых стран и поисков новых торговых рынков, они предположили, что могут добиться того же самого, и задумали совершенно новое и необыкновенное морское путешествие».
Джон
Трое смельчаков намеревались найти северо-восточный путь из Англии в Китай через арктические моря, чтобы разрушить торговую монополию Испании и Португалии. Торговля с Китаем сулила фантастические прибыли – оттуда привозили чай, все больше входивший в моду в Европе, фарфор, шелк, изящные безделушки, стоившие очень дорого…
Интерес представляла и морская торговля с Московской Русью. Меха, лес, зерно, сушеная и соленая рыба, лен и пенька, необходимые, чтобы оснастить корабли парусами и канатами, металл, самоцветы, сало и ворвань, мед и воск – все это пользовалось большим спросом. Но русские товары, попадавшие в Западную Европу по суше, должны были пройти много стран, много границ, побывать в руках разных посредников, что плачевно сказывалось на их цене. Да и объем их был невелик – ну сколько добра сможет притащить купеческий караван? Несколько мешков? Несколько телег? И чтобы эти товары оказались в Лондоне, их все равно приходилось грузить на корабли где-нибудь на французском побережье… А сколько товара может вывезти из России морем хорошее грузовое судно? Или караван таких судов? Не говоря уже о прибыли, которую можно взять, если дешево, без посредников купить товар в России и дорого, по установившимся ценам продать его в Англии?
Если проложить морской путь в Россию, а оттуда северными морями на Дальний Восток к Китаю, доходы окупят любые затраты. А то, что проложить такой путь было возможно, англичане не сомневались. Еще в 1525 году Дмитрий Герасимов, посланник великого князя Московского Василия III в Риме, составил карту арктических морей и земель, обозначив на ней не только собственный маршрут из Северной Двины в Средиземное море, к берегам Италии, но и гипотетически возможный путь через Северный Ледовитый океан в Китай. Англичане вознамерились пройти по этому пути, для чего было решено снарядить специальную экспедицию.

Корабли экспедиции Уиллоби

Для сбора средств компания  «Mystery» привлекла к делу акционеров. Командиром экспедиции назначили сэра Хью Уиллоби, не имевшего, при всем его героизме, практического опыта морской навигации.
Климент Адамс записал сведения об экспедиции со слов Ричарда Ченслора*: «Чтобы не обременять каждое лицо слишком большими издержками, было решено, что всякий, кто желает быть членом общества, уплачивает долю в 25 фунтов; благодаря этому в короткое время собрали сумму в шесть тысяч фунтов и купили три корабля, которые в значительной мере были перестроены и отделаны».
В мае 1553 года три корабля – «Bona Esparanza» («Добрая надежда») под командованием сэра Уиллоби, «Edward Bonaventure» («Эдуард – Доброе предприятие») под командованием штурмана экспедиции Ченслора и «Bona Confidentia» («Доброе доверие») под командованием Корнелия Дюрферта отправились в путь. Съестных припасов моряки взяли из расчета на 18 месяцев. Предполагалось, что полгода они будут путешествовать, изучая новые пути, еще полгода потребуется, чтобы вернуться домой, а продукты еще на шесть месяцев будут «страховым фондом», на случай, если придется зимовать в «ужасно холодных странах», не пополнив запасы провизии на месте. Кроме того, трюмы кораблей были полны английскими товарами (для налаживания торговых связей по пути следования), а также оружия и пороха, чтобы в случае необходимости отбиваться от вражеского нападения. Для этой же цели корабли были снабжены пушками и покрыты по бортам тонким свинцовым листом, делавшим их менее уязвимыми.
sebastian_cabot
Себастьян Кабот

Вдохновитель экспедиции, старый морской волк Себастьян Кабот, будучи человеком преклонного возраста, остался в Лондоне. Чтобы составить представление о Московском государстве, путешественники разыскали двух «знатоков» - татар, служивших в королевских конюшнях, и принялись их расспрашивать. «Но они не были в состоянии ответить ничего, касающегося дела, будучи более привычны (как это и сказал весело и откровенно один из них) пьянствовать, чем изучать строй и наклонности народов».
Юный король Эдуард, возлагавший такие надежды на своих мореходов, к моменту их отплытия заболел и через полтора месяца скончался, не дожив даже до своего шестнадцатилетия. На трон вступила его сестра Мария, считавшая главной своей задачей отменить церковные реформы отца, короля Генриха, и восстановить все традиции английского католичества. Занималась этим королева Мэри с таким ожесточением, что заслужила прозвание Кровавая. Вопросы открытия новых торговых путей волновали ее гораздо меньше. Но созданная в дни царствования ее брата Эдуарда торговая кампания продолжала жить и действовать.
К началу августа английские суда достигли Норвегии и, обходя ее, попали в жестокий шторм. Буря разметала корабли. «Доброе доверие» и «Добрая надежда» нашли друг друга в море, когда шторм улегся. Третий корабль, «Эдуард – Доброе предприятие», исчез из поля зрения и его посчитали погибшим… Однако, как выяснилось позже, корабль уцелел, и капитан Ченслор вывел его к берегам русского Поморья.

Ричард Ченслор

Со слов Ченслора Адамс написал об этом событии: «Около четырех часов пополудни поднялась такая сильная буря и море так разбушевалось, что корабли не могли держаться намеченного курса и силою волнения принуждены были идти каждый своей дорогой навстречу всяким случайностям. Начальник [экспедиции Уиллоби] громким голосом кричал Ричарду Ченслору и настойчиво просил его не отдалятся; но последний не хотел и не мог держаться поблизости, пока адмиральское судно продолжало идти так же быстро, потому что потому что оно было лучшим парусником, нежели корабль Ченслора. Адмиралтейский корабль (я не знаю, как это случилось) унесся на всех парусах с такой силою и быстротой, что вскоре исчез вовсе из виду, а третий корабль был также отнесен в сторону этой страшной бурей и потерял нас. <…> Те, которые вернулись на родину, с тех пор ничего не знают об остальных кораблях и о том, что сталось с ними. Но если случилось так, что они погибли в несчастном кораблекрушении, если бешенство моря поглотило этих добрых людей или если они до сих пор живут и блуждают в неведомых краях, мой долг сказать, что они заслуживали лучшей судьбы. Если они живы, то пожелаем им благополучного и счастливого возвращения; если их постигла жестокая смерть, то пошли им Бог христианское погребение и могилу».
Но два корабля уцелели в кораблекрушении, вместе дошли до Новой Земли и свернули к Кольскому полуострову. В сентябре на русском Севере уже стояли сильные морозы, по словам командира экспедиции, «словно в середине зимы». Это удивляло и пугало англичан, не привыкших к лютым холодам. Но моряки решили несмотря ни на что исследовать землю, на которой оказались, и найти местных жителей.
морепл.
Сэр Уиллоби выбрал подходящее место для стоянки кораблей. Он записал в судовом журнале:
«18 сентября мы вошли в эту гавань и бросили якоря на глубине 6 сажен. Гавань эта вдается в материк приблизительно на 2 мили... В ней было много тюленей и больших рыб, а на материке мы видели медведей, больших оленей и иных странных животных и птиц, как например диких лебедей, чаек, а также других, неизвестных нам и возбуждавших наше удивление. Пробыв в этой гавани с неделю и видя, что время года позднее и что погода установилась плохая — с морозами, снегом и градом, как будто бы дело было в середине зимы, мы решили тут зимовать. Поэтому мы послали 3 человек на Ю.-Ю.-З. посмотреть, не найдут ли они людей; они проходили три дня, но людей не нашли; после этого мы послали еще 4 человек на запад, но и они вернулись, не найдя никаких людей. Тогда мы послали 3 человек в юго-восточном направлении, которые таким же порядком вернулись, не найдя ни людей, ни какого бы то ни было жилища».
Тем не менее, перебираться на другое место англичане не решились. У них было достаточно продовольствия, чтобы продержаться на Севере до весны, к тому же, охота и рыбалка могли значительно разнообразить их рацион. Хватало и топлива, так что замерзнуть моряки не боялись. Правда, их ожидала долгая полярная ночь… Несколько месяцев, проведенных в тоске и ожидании в безлюдных местах, к тому же в вечном мраке, без солнца – это тяжелое испытание. Но команда двух судов была многочисленной – более 60 человек, можно было найти компанию и для разговоров, и для игры в карты и для работы по устройству корабельного быта. Моряки с относительным комфортом встали на зимовку в устье реки Варзины…
Но зимой с ними случилось нечто страшное, чему до сих пор не найдено правдоподобного объяснения.
Следующей весной, в мае 1554 года, местные рыбаки отправились на лов к устью реки и обнаружили там два иностранных корабля, все члены команд которых были мертвы.

Сэр Хью Уиллоуби





















Но как и отчего они умерли? Причем вот так, сразу, одновременно, все шестьдесят три человека?
На телах не было ран ни от пуль, ни от холодного оружия. Не было следов какой-либо страшной эпидемии, ничто не свидетельствовало, что люди страдали от голода или холода… Было похоже, что люди умерли мгновенно, причем они сами даже не понимали, что умирают, и до последней минуты занимались своими обычными повседневным делами. Кто-то ел, сидя за столом, кто-то утешался стаканчиком горячительного; были такие, кто в момент смерти записывал какие-то сведения в судовой журнал, и так и скончался с пером в руке над листом рукописи… Некоторые моряки в свой последний миг доставали что-то из шкафов и замерли, поворачивая ключ в дверце или наклонившись к полке. В этом было что-то жуткое. Словно живых и здоровых молодых мужчин чья-то злая воля мгновенно обратила в статуи… Более того, так же, за своими обычными делами были застигнуты смертью и корабельные собаки, умершие одновременно с моряками, не почувствовав приближения опасности.
Поморы-рыбаки в ужасе покинули корабли-призраки, не посмев прихватить с них ничего – ни нитки, ни вилки… О страшной находке донесли местным властям, а те со слов рыбаков послали депешу в Москву, царю Ивану Васильевичу: «Нашли-де они на Мурманском море два корабля: стоят на якорях в становищах, а люди на них мертвы; а товаров на них — сказали — много».
Hugh Willoughby
Руководитель экспедиции сэр Хью Уиллоби

Ужасающая и совершенно непонятная смерть английских моряков произвела впечатление даже на царя Ивана IV. В те годы его еще не называли Грозным, он был двадцатичетырехлетним юношей, полным романтических надежд и искренне заботившемся о благе своей державы. А установление торговых и дипломатических связей с таким государством как Англия, полностью этим интересам соответствовало. Ричард Ченслор, которому повезло высадиться в более людных местах Поморья, сумел, опираясь на помощь местных жителей и холмогорского воеводы Фофана Макарова, по суше добраться до Москвы. Это случилось за два месяца до обнаружения его погибших товарищей-моряков; впрочем, Ченслор и не сомневался в их гибели, хотя приписывал ее роковому кораблекрушению. Он продолжал мужественно выполнять свою задачу.
ив.грозн.молод
Иван IV (Грозный) в 1550-х годах, с иконы середины 16 века

«Наши люди узнали, что страна эта называется Россией, или Московией, и что Иван Васильевич (таково было имя их здешнего короля) правил далеко простиравшимися вглубь землями. Русские варвары, в свою очередь спрашивали у наших, откуда они и зачем они приехали, на что получали ответ, что приехали англичане, посланные к этим берегам превосходнейшим королем Эдуардом Шестым с приказанием сделать их королю сообщение о некоторых делах, что они не ищут ничего, кроме его дружбы и возможности торговать с его подданными, отчего великая прибыль будет подданным обоих королевств. Варвары охотно слушали такие речи и обещали помочь и содействовать немедленному осведомлению своего короля о столь умеренной просьбе», - читаем мы в книге Адамса.
Летописцы северных монастырей занесли в анналы рассказы о приезде в Холмогоры посла Рыцарта (Ричарда) от английского короля Эдварда.
Воодушевленный Иван Васильевич пообещал англичанам установить дипломатические отношения с их страной и предоставить английским купцам большие привилегии в торговле. В марте 1554 года Ченслор отбыл на родину. И вдруг… открылось такое страшное происшествие с его земляками! Царь Иван сразу понял, кого нашли поморские рыбаки. Это были экипажи тех двух потерянных кораблей, о которых говорил Ченслор.
ив.грозный.ченслор
Ричард Ченслор на приеме у Ивана Грозного

Английских дипломатов в Москве еще не было, а оставшиеся в живых моряки с судна «Эдвард – Благое предприятие» уже покинули Москву… Но кому-то нужно было заниматься всеми проблемами «кораблей-призраков» – вывозом тел моряков, переправкой их в Англию для захоронения на родине, использованием имущества экспедиции и привезенных товаров... Царь Иван повелел послать из Холмогор «лучших людей» к месту обнаружения мертвых кораблей, переписать и опечатать весь товар, равно как и другое имущество и вместе с телами погибших моряков вывезти в Холмогоры. Оттуда печальный караван двинулся в Москву, а затем в Европу. Только в ноябре 1555 года гробы с телами сэра Уиллоби и других моряков вернулись на родину, где были преданы земле.
Впереди траурной процессии летели слухи – и в русских землях, и в европейских королевствах, и на Британских островах люди, узнав о трагедии моряков, жадно собирали все сведения, чтобы представить кошмар, происходивший на борту зимовавших на Варзине кораблей. Рассказы о жутких мертвецах, замерших, словно статуи, при выполнении своих обычных дел, леденили душу. Объяснить это было невозможно ничем, кроме вмешательства неких тайных сил.
Впрочем, были люди, желавшие найти или придумать материалистическую версию несчастья. Многие, и в России, и особенно в Европе, грешили на русский холод. Даже историк и писатель Н. Карамзин, изучавший свидетельства о смерти членов экспедиции Хью Уиллоби, приписал ее холоду: «Разлученные бурею, сии корабли уже не могли соединиться: два из них погибли у берегов Российской Лапландии в пристани Арцине*, где Гуг Виллоби замерз со всеми людьми своими». Но смерть от холода не поражает всю команду одновременно, к тому же – «с тарелками в руках и ложками во рту». У моряков было достаточно теплой одежды, топлива и припасов, чтобы выжить. Такая массовая, внезапная и почти мгновенная смерть 63 человек все же казалась невероятной.
Остается версия, которая больше похожа на легенду. Она гласит, что к гибели английской экспедиции приложили руку северные шаманы – нойды.

Продолжение следует.


* В некоторых источниках фамилия Ричарда ЧенслораChancellor – указана как Ченслер.
* До сих пор неизвестно, был ли Адамс автором книги о морском путешествии англичан на русский Север, воспользововавшись сведениями, полученными от Ченслора, или просто перевел труд моряка на латынь.
* Река Варзина была обозначена европейцами как Arsina reca, после чего в документах возникла некоторая путаница с названиями.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

  • Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов.

    Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов. Во время войны во Вьетнаме возникла целая секс-индустрия для американских…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments