navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Дедушка подводного спецназа.

Дедушка подводного спецназа.
Дедушка подводного спецназа.
Прохватилов Иван Васильевич (5 мая 1907—1978) — капитан 2-го ранга, водолаз-разведчик, командир РОН (Роты особого назначения) 1941—1945.

И. В. Прохватилов стал командиром РОН (Роты особого назначения) Балтийского флота, полное название — РОН РОШ КБФ (рота особого назначения развед отдела штаба Балтийского флота) являющейся прообразом современных спецслужб ВМФ, участвовал в Великой Отечественной войне, после войны принимал участие в развитии водолазного дела.

Родился в деревне Лосивка ныне Ахтырского района Сумской области, УССР. Учился в церковно-приходской школе. За драку был выгнан из второго класса.

В 1925 году начал работать шахтером в Донбассе.

В 1927 году был призван в армию и попал на флот. После окончания службы в 1929 году И.В. Прохватилов поступает в Балаклавский водолазный техникум.

В 1932 году по окончании техникума тяжелый водолаз ЭПРОНа Прохватилов был назначен старшиной водолазной станции во Владивостокский порт на строительство гидротехнических сооружений.

Принимал участие в подрыве скалы возле о. Сахалин для освобождения севшего на мель парохода «Сталинград». Участвовал в спасении парохода «Кузнец Лесов» в Южно-Китайском море. Участвовал в строительстве подводной части пирсов во Владивостоке и в Совгавани (Ванино).

В 1938 году И.В.Прохватилов успешно сдает экзамены в Высшее военно-морское училище им М.В. Фрунзе.

Служба во время Великой Отечественной войны

Согласно приказу наркома ВМФ от 11 августа 1941 года при разведотделе Балтийского флота была сформирована «Рота особого назначения» (РОН) в составе 146 человек, укомплектованная командирами и водолазами, получившими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и подразделениях ЭПРОНа. Командиром роты был назначен лейтенант Иван Васильевич Прохватилов. Одним из военнослужащих роты был старшина второй статьи Чихарин Василий Фадеевич.

Особенно эффективными операциями РОН были Ладожский десант, подрыв построенной немцами пристани в Петергофе, уничтожение итало-фашистских катеров флотилии Decima Flottiglia MAS в районе Стрельны, операция на заводе «Пишмаш».

Особо интересна операция по подъему секретных материалов с немецкой подводной лодки U-250, потопленной морским охотником «МО-103» под командованием А. Коленко. Водолазы определили, что лодка лежит на глубине 27 метров на ровном киле с креном 14 градусов на правый борт, и обследовали дыру над дизельным отсеком. Немцы попытались заминировать место гибели лодки, но эта операция провалилась после подрыва одного катера-постановщика S-80 в ночь на 1 сентября.

Под прикрытием дымовой завесы и при сильном противодействии германских торпедных катеров и финских береговых войск лодка была при помощи двух понтонов поднята, 14 сентября прибыла в Кронштадт, 15 сентября поставлена в сухой док. На её борту были обнаружены секретные документы и шифровальная машина «Энигма». Особенный интерес у специалистов вызвала неповреждённая секретная торпеда Т5 «Цаункёниг» (рус. Крапивник), оборудованная системой акустического самонаведения, которую в дальнейшем вместе с советскими изучали и британские военно-морские эксперты .

Лодка вызвала величайший интерес у советских кораблестроителей. Несмотря на то, что к тому времени лодки типа VII уже не являлись новейшими, находясь в серийном строительстве более 5 лет, конструкция субмарины была высоко оценена советскими кораблестроителями.

Главком ВМФ Н. Г. Кузнецов даже издал специальное распоряжение о приостановке ведущихся разработок нового проекта средней подводной лодки (проект 608) до изучения трофейной «немки». Были даны распоряжения изучить не только саму лодку, но и обмундирование, и довольствие германских подводников, для использования германского опыта в этих областях. Отдельный интерес представили и зенитные автоматические пушки, установленные на лодке.

Иван Васильевич Прохватилов был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени и двумя орденами Красной Звезды, медалью За оборону Ленинграда. Был дважды ранен.

В 1945 году РОН была расформирована.


В 2003 году во время строительных работ по реконструкции берега Финского залива в Стрельне случайно были найдены обломки торпедного катера. Экспертиза установила, что катер принадлежал элитному подразделению итальянских ВМФ – 10-й флотилии MAS. Такими катерами пользовались для сверхсекретных и самых ответственных операций итальянские боевые пловцы – уникальное подразделение морского спецназа, аналога которого нигде в мире не было. Однако, известно, что итальянцы не воевали в Финском заливе. Тем более, там не было итальянских боевых пловцов. По крайней мере, об этом до последнего времени ничего не было известно.





Послевоенное время.

С 1946 по 1951 год, И. В. Прохватилов работает водолазным специалистом аварийно-спасательного отдела на Балтике.
В 1951 году был назначен начальником лаборатории специального назначения в водолазный отдел 11-го Института ВМФ (ныне 40 ГНИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ). Лаборатория работала над созданием водолазного снаряжения особого назначения («ВСОН»). Для этого снаряжения был создан регенеративный бесследный водолазный аппарат разведчика («ВАР-52»), который позволял скрытно ходить и работать под водой на небольших глубинах в течение 10 часов.

Вскоре И.В.Прохватилов по болезни уходит в запас. Живет и работает в деревне Черново Ленинградской области. Умер зимой 1978 года, от болезни сердца.

Об И.В. Прохватилове были написаны несколько книг, в том числе П.И. Капица «В море погасли огни» и др.

Сергей Васильев

Оригинал взят у marafonec в Дедушка подводного спецназа.


Tags: ВОДОЛАЗЫ., ПРОТИВОСТОЯНИЕ., СССР vs США, ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Сражение на рейде Даунс.

    В начале 1639 года испанцы, воюющие уже 18 лет без перерыва практически со всей Европой, оказались лицом к лицу с очень серьезными…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

Buy for 20 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments