navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Монорельсовый стимпанк

Оригинал взят у karhu53 в Монорельсовый стимпанк



Едва ли не с момента появления рельсового пути у изобретателей то и дело возникала мысль о том, что можно обойтись всего одним рельсом, а два - излишество и расточительство. Одним из первых воплотил эту идею на практике француз Жан Ларманжа (Larmanjat), разработавший в 1867 году монорельсовый локомотив и вагоны к нему.


Оригинал взят у visualhistory в Монорельсовый стимпанк

Как паровоз, так и вагоны имели по четыре колеса, расположенные ромбом. Центральные колеса катились по рельсу, а боковые - более широкие - просто по земле. Таким образом достигалась двойная экономия рельсов, а прокладка железнодорожнной линии обходилась намного дешевле. Но были и серьезные недостатки: в распутицу боковые колеса вязли в грязи, а переднее колесо локомотива на поворотах нередко "теряло" рельс. Его пришлось делать управляемым, а в дополнение к машинисту - вводить в состав экипажа рулевого со штурвалом.

Тем не менее, Ларманжа сумел найти инвестора и уже в 1868 году между городками Ранси и Монфермейль, к северу от Парижа, была проложена первая в мире коммерческая монорельсовая пассажирская железная дорога. Правда, прослужила она недолго, так как всего через два года, во время франко-прусской войны, прусакам, осаждавшим Париж, срочно понадобились рельсы. После войны дорогу не восстанавливали.

Однако вскоре монорельс Ларманжа возродился в Португалии. Изобретение француза очень понравилось тамошнему энтузиасту железнодорожного транспорта герцогу Салданье. Герцог считал, что небогатой Португалии нужны именно такие дешевые дороги. Он приобрел у Ларманжа лицензию и заказал у английской фирмы "Шарпс, Стюарт энд Компани" усовершенствованные локомотивы. От паровозов Ларманжа они отличались установкой не двух, а четырех центральных колес, объединенных в две тележки. Разработчики считали, что это позволит уверенно держать путь и без рулевого, а потому штурвал на машине отсутствовал. Увы, это была ошибка. Помимо переделки паровоза, Салданья улучшил и сам путь, добавив к рельсу два деревянных бруса шириной 20 см, по которым катились боковые колеса.

Первая линия португальского монорельса длиной 26 километров, построенная британским подрядчиком "Кларк, Панчард энд Компани", пролегала между городами Рего и Синтра. Поезд, состоявший из четырех пассажирских вагонов, проезжал это расстояние с семью остановками за 1 час 50 минут. Движение торжественно открыли 2 июля 1873 года. Через два месяца заработала вторая линия от Рего до Торреш Ведраша длиной уже 54 километра. Их поезд преодолевал за 4 с половиной часа с пятнадцатью промежуточными остановками.

К сожалению, португальский монорельс проработал ненамного дольше французского, уже в 1877 году его закрыли. Виной тому была не война, а частые поломки локомотивов и не менее частые сходы поездов с рельсов. В конце концов пассажиры утратили доверие к "прогрессивному" виду транспорта, вновь пересев на традиционные конные дилижансы, хоть и более медленные, но надежные. Фирма Салданьи обанкротилась.

Annales industrielles_1870

Чертеж монорельсового локомотива и вагона системы Ларманжа

montferm10010

Уменьшенная трехколесная модификация паровоза Ларманжа с вертикальным штурвалом и более удобной посадкой рулевого. На рисунке видно, что дорога между Ранси и Монфермейлем была одноколейной.

sharp no1 a

Локомотив португальской монорельсовой дороги.

Larmajat Lisboa-4

Чертеж монорельсового пути Салданьи с боковыми деревянными колеями.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Francis Albert Sinatra

    Сто лет. Francis Albert Sinatra Francis Albert Sinatra отложенная запись

  • Сражение на рейде Даунс.

    В начале 1639 года испанцы, воюющие уже 18 лет без перерыва практически со всей Европой, оказались лицом к лицу с очень серьезными…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments