navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Любимая актриса Сталина - первая звезда СССР.

Любимая актриса Сталина - первая звезда СССР
Она была единственной звездой мирового масштаба в СССР. Любимица Сталина, осыпанная наградами и подарками. Лицо целой эпохи. Мне никогда не будет больше тридцати девяти лет! Ни на один день! - говорила она. Неподражаемая, талантливая, блестящая - народная актриса, собиравшая полные залы кинотеатров.



Детство и юность
Родители Любови Петровны имели дворянское происхождение. Мать приходилась очень дальней родственницей мужу дочери Льва Толстого. Писатель как-то подарил Любови, когда ей было семь лет, книжку «Кавказский пленник» с надписью «Любочке. Лев Толстой». Отец, Пётр Фёдорович Орлов, был самый обыкновенный служащий. Очень красивый человек. Игрок. Когда надо было платить карточные долги, он продал всё, что мог, уехал из Москвы и жил в Ярославле.

После Великой Октябрьской семье было жить очень трудно. К тому времени маленькое имение матери было уже продано. Мать, Люба и её старшая сестра Нона вынуждены были переехать в город Воскресенск, где жила родная сестра матери. Тётка держала корову, которая давала молоко и возможность существовать. Бидоны с молоком надо было возить на продажу из Воскресенска в Москву. Этим занималась Люба.

Времена революции, жуткие заплёванные поезда, нищета, голод… Она возила эти бидоны, поднимала на пятый, шестой, седьмой этажи. Из-за тяжёлой работы руки девушки были искалечены, суставы болели потом всю жизнь. И Орлова всегда старалась прятать их ото всех.


20-е годы
Люба училась в консерватории на фортепианном факультете, но не закончила её. Ей приходилось зарабатывать деньги, чтобы помочь матери и самой себе. Маленькие кинотеатры, разбитые фортепиано. Шли немые фильмы, которые нужно было сопровождать музыкой. Она играла и тайно мечтала стать актрисой.


В середине двадцатых годов Любовь Петровна стала женой Андрея Гаспаровича Бердина, старшего её на десять лет. Работал Бердин в Наркомземе и занимал довольно высокий пост. Он был революционер, большевик и в то время подвергался бесконечным допросам ГПУ. В 1929 году его арестовали уже надолго. Орлова скрывала это. Тогда она познала, что такое страх. Любила Любовь Петровна Андрея Бердина или нет — ответить на этот вопрос трудно. Но брак как-то постепенно распался.

Начало кинокарьеры
Это был период, когда в Москву приезжали так называемые «специалисты». И один элегантный роскошный австриец повсюду сопровождал Любовь Орлову. Он очень хотел вывезти её в Германию или в Австрию и сделать звездой. И всё-таки Любовь Петровна попала в наше кино. На неё обратил внимание кинорежиссёр Г. Л. Рошаль и снял в фильме «Петербургская ночь».



Встреча с Александровым
Григорий Васильевич Александров в то время — лёгкий весёлый человек, остроумный рассказчик, любил исполнять под гитару. Он ходил в великолепных костюмах, женщины заглядывались и увлекались им. Александров очень нравился семье М. Горького. Однажды тот пригласил Григория к себе на дачу, куда приехал и Сталин. По просьбе Горького Александров пел, а после рассказывал забавные истории о Мексике и Соединённых Штатах. Сталин внимательно слушал (было очевидно, что ему нравится этот молодой человек) и, уходя, сказал: «Вот Вам надо обязательно поставить музыкальную комедию. Вообще, необходимо поставить комедию. Чтобы люди смеялись».

Однажды в кинотеатре «Арс» к Орловой зашли два человека. Тогда она увидела, как всегда после вспоминала, «золотоволосого бога» — Григория Александрова. «Познакомьтесь — это режиссёр, который ищет актрису для главной роли в своём фильме». Орлова влюбилась в Александрова. Она сразу дала согласие участвовать в фильме и отправилась с ним в Гагры, где снимались «Весёлые ребята». В то время Григорий Васильевич был женат. Его жена — актриса музыкальной комедии, красивая блондинка, чем-то очень похожая на Любовь Петровну Орлову. В этом браке у Александрова был сын Дуглас.



«Весёлые ребята»
Фильм снимал талантливейший кинооператор Владимир Нильсен. Хочется привести цитату из сохранившегося письма Нильсена: «Снимаем жуткую халтуру, тем более вредную, что все это, несомненно, будет иметь успех и станет стилем советского кино… Гриша на меня зол, потому что я мешаю ему изгаляться. А хуже всего, когда на площадке появляется хозяйка… Гриша совсем потерял голову и, видимо, собирается после окончания картины жениться». В слове «хозяйка» есть отчётливый отрицательный оттенок. Ведь Нильсен был влюблён в Любовь Орлову и ревновал её к Александрову. А та поначалу симпатизировала им обоим.

Сценарий фильма писали Владимир Масс и Николай Эрдман. Оба драматурга были арестованы во время съёмок в Гаграх и отправлены в ссылку на три года. Их фамилии были сняты из титров к фильму.

Григорий Александров был очень близок гениальному режиссёру кино 20-го века Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Они были дружны десять лет. Но уже в Мексике началось расхождение между ними. Они расстались, по мнению Эйзенштейна, из-за Орловой. Считая, что именно она увела от него Александрова, и творчески, и человечески, он не мог простить ей этого. Эйзеншейн был, пожалуй, единственным, кому Любовь Петровна откровенно выражала неприязнь, хотя сама по себе была человеком вежливым, мягким, умела не замечать то, что не нужно замечать.

«Весёлых ребят» резко критиковали абсолютно все. Говорили, что это пустота, копирование американской комедии. И тогда было решено показать фильм Сталину. Джаз-комедия очень понравилась ему, после её просмотра Сталин сказал: «Легкая, веселая картина. Я как будто в отпуске побывал».

На следующий день была колоссальная реклама, и по всей стране начался прокат «Весёлых ребят». Имя Орловой взлетело вверх. На экране появилась звезда! Яркая блондинка, удивительно женственная, необыкновенно красивая и талантливая, она пришла в мир кино, когда ей было 32 года. Кстати, блондинкой она стала по настоянию Александрова. По природе Любовь Петровна была шатенкой.

Очень многие манеры Марлен Дитрих были использованы Александровым в «Весёлых ребятах». Но тогда в Советском Союзе людям не показывали фильмы с Дитрих. Орлова не любила её, так же как и Эйзенштейна, даже ещё более яростно. Причина этой антипатии — прошлый роман Александрова с Марлен. Когда на приёмах в Америке Орлова дважды сталкивалась с Дитрих, и их снимали вместе, то на готовых снимках Любовь отрезала ножницами соперницу.



«Цирк»
Второй фильм Александрова с Орловой — «Цирк» — принёс ей абсолютную славу. Любовь Орлова по своей сути была «американской» кинозвездой на советском материале. Орлова несла в жизнь оптимистическую ноту. Её неотразимая успокоительная улыбка помогала людям — они выходили из кинозала с гордостью за свою страну.

Политические аресты людей из их круга Александров и Орлова воспринимали смиренно, как страшную неизбежность времени. И страх попасть под топор системы всегда присутствовал в их жизни. Они были не просто конформисты, а люди, которые оберегали себя. Они служили сталинскому режиму и лично Сталину, который был благосклонен к ним. Особенно любил Любовь Петровну. Однажды Сталин сказал Александрову: «Берегите Любовь Петровну. Иначе — мы Вас расстреляем».

Конец 30-х годов — апогей славы Орловой. Когда она пребывала в Одессе, то Бабель писал Грише: «Одесса не живёт — Одесса на улице. Все хотят видеть вашу жену. А мальчишки сидят на деревьях рядом с окнами её номера и сообщают обо всём, что им удаётся подсмотреть». Не знали, как её вывести из гостиницы. Достать билеты на концерт было невозможно, а концертов было очень много.



«Волга-Волга» и «Светлый путь»
Перед Великой Отечественной Орлова снялась ещё в двух фильмах.
«Волга-Волга» имела фантастический успех. Это был любимый фильм Сталина. В марте 1941 года с этой картиной Орлова и Александров были удостоены Сталинской премии первой степени. Они очень волновались, кто будет лауреатом, ведь в те годы в кинематографе с ними рядом взлетела звезда Марины Ладыниной, и Пырьев делал тоже музыкальные комедии, блистали Валентина Серова и Людмила Целиковская в комедиях Константина Юдина, работали Зоя Фёдорова, красавица Тамара Макарова. Супруги гуляли каждый вечер по своему переулку и встречались с Немировичем-Данченко, который вежливо кланялся им и проходил мимо. Он был председателем комитета по Сталинским премиям. Время, когда Орлова зависела от Немировича, было уже далеко. Однажды вечером, гуляя по переулку, Немирович поклонился им, остановился и дал понять, что всё в порядке — они лауреаты.

Ткачиха Таня Морозова в картине «Светлый путь» стала любимой ролью Любови Орловой. А вот Сталину этот фильм не очень понравился. На каком-то совещании вождь в присутствии Александрова сказал: «Я люблю, когда кинорежиссёры в фильмах борются с недостатками, а вот когда товарищ Александров решил угождать — этого я не люблю». Потом улыбнулся, посмотрел на Александрова и сказал: «Но, надеюсь, Вы на меня не обиделись?» «Нет, что Вы! Вы абсолютно правы», – ответил Александров.


Дом во Внуково
В октябре 1937 году Орлова официально стала женой Александрова. Они получили квартиру в том доме, где жила Книппер-Чехова, Алла Тарасова, Марк Прудкин, сам Немирович-Данченко, и вступили в дачный кооператив во Внуково. Любовь и Григорий построили там красивый дом, уют в котором полностью создавался Любовью Петровной. Всё было сделано по её вкусу: красивые спальня, гостиная, камин, замечательная мебель. В этом доме редко бывали гости — она была замкнутым человеком.

Военная концертная деятельность
Любовь Петровна поддерживала моральный дух наших солдат на передовой своим талантом. Она без устали ездила на фронт с концертами, выступала в Сталинграде, на Курской дуге. Орлова умела петь, играть на фортепиано, танцевать, работать на сцене — она была удивительно профессиональной артисткой с большим опытом. К слову сказать, Любовь Орлова не любила слово «эстрада». Она была неутомима — постоянно занималась и работала, следила за своей внешностью и формой, чтобы, не дай Бог, талия была больше 43 сантиметров.


В 1956 году она впервые уехала в Соединённые Штаты и никогда не рассказывала о том впечатлении, которое на неё произвела Америка. Ещё в конце 40-х она сыграла небольшую роль американской шпионки в фильме «Встреча на Эльбе».

Работа в театре
В эти годы Орлова получила приглашение от театра им. Моссовета сыграть роль Джесси в спектакле «Русский вопрос» Симонова и в 1955 году стала штатной актрисой театра Моссовета. Ролей было всего шесть. Последняя её роль — «Странная миссис Сэвидж».
В театре она бывала редко, но там её любили — за её такт и воспитанность, за то, что помнила дни рождения коллег и любой костюмерши.
Орлова прекрасно понимала, что театр не принесёт ей той славы, которую ей принесло кино.



Последние киноработы
Александров всё время придумывал новые идеи, чтобы вернуть Любовь Петровну на экран. К сожалению, две его последние попытки были таковы, что лучше б он этого не делал. Фильм «Русский сувенир» был абсолютным провалом. «Скворец и лира» — чудовищный фильм. Говорят, что Орлова сама запретила его показывать. Это было хуже, чем провал.



Уход
А потом наступила болезнь. Она не хотела понимать, что у неё рак. А Александров уговаривал сам себя, что ничего страшного нет: Любочка больна, но она, конечно, поправится. Её хоронили 29 января 1975 года. Огромная очередь была около театра Моссовета, хотя время её кинославы было уже далеко позади в 40-х. Но сколько бы ни было звёзд — подобной Любови Орловой не было.

Александров как-то очень быстро сдал после её смерти. Вскоре к нему на дачу переехал сын Дуглас со своей супругой Галиной и сыном Гришей. Дуглас скончался внезапно. Александров взял в жёны Галину, вдову своего сына. И первое, что она сделала, уничтожила все фотографии Орловой, всё то, что было связано с Любочкой. В 1983 году умер Александров, а вслед за ним от тяжёлой болезни умерла и Галина. И весь этот дом, с его архивом, с уцелевшими вещами Любови Петровны — всё осталось в руках Гриши, внука Григория Александровна. Гриша учился на режиссёрском факультете, но как показала жизнь, ему была совершенно безразлична судьба наследия. Он продал дачу, продал квартиру, на помойку выбросил архивы. Всё то, что создавалось десятилетиями, превратилось в прах и исчезло навсегда.

Не исчезло только имя — Любовь Орлова. Киноплёнки сохранили её светлое сияющее лицо, её молодой вдохновляющий голос, её несравненный талант.



А вы помните фильмы с ее участием?


Оставайтесь на связи

Tags: Легенды Советского кино.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

  • Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов.

    Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов. Во время войны во Вьетнаме возникла целая секс-индустрия для американских…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments