navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Гибель "Атении".

Оригинал взят у olt_z_s в К очередной годовщине Второй Мировой войны - гибель "Атении"
небольшой экскурс в историю, немного рассуждений и история в картинках

Как известно 1 сентября Германия напала на Польшу. С тех пор эту дату принято считать началом Второй Мировой войны. Но стоит отметить, что фактически именно Мировая война началась двумя дня позже - 3 сентября 1939 г, когда  Германии войну обьявила уже Великобритания.  Англичане отправили немцам ноту в которой до 11-00 этого дня потребовали уверений, что Германия прекратит свою агрессию. Однако, таковые уверения не были предоставлены и Великбритания объявила Германии войну, все корабли флота Его Величества получили сообщение: "Total Germany".

Однако война в Великобританию пришла не в виде героического боя с немецким флотом или авиацией, все оказалось гораздо прозаичнее:

2 сентября Ливерпуль покинул прекрасный лайнер "Атения" с 1103 пассажирами на борту, чтобы доставить их в Монреаль. Ни что не предвещало им страшной трагедии, которая их ожидала. Никто на лайнере не мог знать, что немецкие подводные лодки вышли в море в конце августа заблаговременно, чтобы занять свои позиции в Атлантике на случай, если Великобритания и Франция отреагируют на агрессию Германии в Польше не миром, а войной. Правда стоит отметить, что Адмиратейство предупредила все судоходные компании о соблюдениях мер безопасности ввиде соблюдения судами в море затемнения, но в Ливерпуле и на "Атении", вышедшей в море, надеялись, что немцы не будут атаковать пассажирское судно с иностранными гражданами на борту и будут точны в соблюдении правил войны на море.


Одной из подлодок находившихся на тот момент в Атлантике была U 30, которая относилась к классу средних субмарин - типа VIIА.


Субмариной командовал обер-лейтенант цур зее Фриц-Юлиус Лемп. Это был талантливый подводник, которому от имени истории два раза удалось печально отметится во врем войны. Первой его отметкой стало торпедирование "Атении".


Вечером 3 сентября, в 19:39 "Атения" была торпедирована U 30.



Лайнер был достаточно хорошо укомплектован спасательными средствами - 26 шлюпок, 21 плотик, 18 спасательных кругов, 1417 спасательных жилетов и команда во главе экипажем постаралась организовать спасение пассажиров не смотря на возникшую панику. Действия экипажа лайнера можно охарактеризовать, как блестящие, так как абсолютное большинство пассажиров покинула лайнер на спасательных средствах.  Погибло 112 человек - 98 пассажиров (из них 28 граждан США). Правда стоит отметить, что более половины из них погибло не по прямым причинам действия немецких подводников, так как более 60 человек  вошли в число умерших во время спасения их иностранными судами и британскими эсминцами: одна из шлюпок была потоплена пришедшим на помощь норвежским танкером, более 10 человек погибли при подборе их шведской яхтой и британскими эсминцами.




Спасенные с "Атении" пассажиры и члены команды были доставлены в Англию 5 сентября.



А на следующий день газеты в США и Англии вышли вот с такими заголовками.  Любопытно, что иной версии гибели лайнера не предусматривалось, но англичане сразу обвинили немцев в нападении на гражданское судно, хотя субмарины никто не видел.


В результате в прессе появились вот такие политические карикатуры на Гитлера, четко указывая на причастность Германии к гибели лайнера.

Стоит отметить, что Берлин в долгу не остался и опровергал как мог обвинения англичан.  Геббельс запросил у командования Кригсмарине об подробностях участия в этом инциденте немецкого флота и получил от него заверения, что рядом с местом гибели лайнера лодок не было, как и не было сообщений с них об атаке британского лайнера. Это дало повод  Германии обвинить Англию в заведомой лжи и выдвинуть версию гибели "Атении" на мине.

Возможно это выглядит удивительно, но штаб ВМС не солгал Министерству пропаганды. Ни Дениц, ни Редер не знали об атаке лайнера Лемпом, который просто не доложил им об этом после случившегося. То есть ситуация, которая возникла была плодом рук только командира U 30 - Лемп допустил ошибку в идентификации цели, приняв шедший зигзагом и без освещения лайнер за военный траспорт или вспомогательный крейсер. Однако эта ошибка оказалась не последней в тот вечер. Лемп понял, что своей атакой  нарушил как приказ своего командования о действиях в рамках призовых правил, так и 22-ю статью Лондонского Морского соглашения 1930 года, именуемую также «подводным протоколом». И он решил "не светиться" нигде. В результате подводная лодка не пришла на помощь людям с потопленной "Атении" и не доложила командованию о случившимся.  После возвращения лодки из похода он все-таки доложил командующему об атаке лайнера. Вскоре с "верху" поступил распоряжение внести изменение в Журнал Боевых Действий U 30, что бы избежать какой-либо огласки в принципе о причастности немецкой лодки к гибели "Атении". Лемп отделался за нарушение приказа домашним арестом после чего вновь вернулся к обязанностям командира подлодки.

Ситуация с "Атенией" оставалась в тумане до конца войны и лишь на Нюрнбергском трибунале были установлены подробности участия немецкой подлодки в атаке британского пассажирского судна 3 сентября 1939 г. Но к тому моменту Лемп уже был мертв и отвечать за его действия пришлось его начальникам гросс-адмиралам Редеру и Деницу. Но их ответственность в этом деле больше сводилась к подделке ЖБД лодки для исключения из его записей об атаке лайнера и скрытия правды участия в ней немецкой субмарины. По факту ни тот ни другой прямой ответственности за факт атаки "Атении" Лемпом не несли, так как командир U 30 нарушил отданный штабом ВМС приказ от 3 сентября 1939 г о соблюдении подлодками призового права во время действий против торгового судоходства.

Последствия торпедного залпа Лемпа оказалсиь следующими. Как пишет Николай Баженов в своей статье "Две ошибки капитана Лемпа":
" Гибель лайнера произошла как раз тогда, когда президент Рузвельт проталкивал в Конгрессе поправку к Закону о нейтралитете, позволяющую Англии и Франции закупать в Штатах сырье для военной промышленности. Поскольку инцидент с «Атенией» мог подтолкнуть конгрессменов проголосовать за принятие поправки, германская пропагандистская машина ввела в действие все свои силы. Одного спасенного с парохода американца убедили сказать, что на борту судна находились орудия береговой обороны, предназначенные для Канады. Еще большее значение приобрел новый вымысел нацистов. В воскресенье 22 октября доктор Геббельс в радиовыступлении обвинил Черчилля в потоплении собственного лайнера. Это был мастерски рассчитанный ход гения нацистской пропаганды! На следующий день газета «Фёлькишер Беобахтер» на первой полосе под огромным заголовком «Черчилль потопил "Атению" сообщила, что первый лорд Адмиралтейства[9] подложил в трюм лайнера бомбу замедленного действия. Уже на суде в Нюрнберге выяснилось, что Гитлер лично приказал Геббельсу выступить по радио и дать материал в газету. Редер, Дениц и Вайцзеккер были против, но, как показали события, они просто недооценили значение «черного пиара». Сам Черчилль признавал в своих мемуарах, что версия о бомбе кое для кого оказалась вполне приемлемой, и «в некоторых недружественных кругах этому отчасти поверили». Данная «утка» постоянно повторялась по радио, в газетах и частных письмах, рассылаемых влиятельным американцам. «Бомбардировка ложью» не прошла напрасно! Опрос службы Гэллапа показал, что 40 % американцев верит немцам. Отразилось это и на голосовании в Конгрессе: поправка Рузвельта была принята 63 голосами против 31. Палата представителей проголосовала в пользу будущих союзников США большинством всего в 61 голос".
http://www.e-reading.club/chapter.php/1022039/10/Tayny_podvodnoy_voyny._1914-1945.html

Таким образом можно сказать, что торпеды с немецкой подлодки U 30, ставшие прямой или косвенной причиной гибели 28 американцев, оказались первым "гвоздем" в "гроб" политики изоляционизма США в отношении войны в Европе и помогли президенту Рузвельту начать настройку американского общества на войну с Гитлером. Кроме этого потопление "Атении" позволило Великобритании официально не выполнять условия Лондонского морского соглашения на основании того, что противник отказался от его выполнения первым. В результате все надежды на ведения правила войны на море по договоренностям мирного времени рухнули.

Tags: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., Лайнеры., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

  • Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов.

    Проституция во время войны во Вьетнаме на снимках 1960-1970-х годов. Во время войны во Вьетнаме возникла целая секс-индустрия для американских…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments