navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Оставшийся "в тени"

Оставшийся "в тени"
Подлинным проклятием российского и советского военно-морского флота на протяжении почти всей его истории - за исключением отдельных кратких периодов - было и остается отсутствие вразумительной доктрины его использования. То есть, конечно, с петровских времен принято вслух говорить, что да, флот нужен - вот только зачем конкретно нужен, "верхи" по большей части представляли крайне смутно. И эта смутность накладывала закономерный отпечаток на корабельный состав.

Слово А.Н.Крылову (академику, не баснописцу): "В 1882 г. ... на пост генерал-адмирала и главного начальника флота и Морского ведомства был назначен великий князь Алексей Александрович ... "семь пудов августейшего мяса".
За 23 года его управления флотом бюджет возрос в среднем чуть ли не в пять раз; было построено множество броненосцев и броненосных крейсеров, но это "множество" являлось только
собранием отдельных судов, а не флотом. ... В смысле создания флота деятельность генерал-адмирала Алексея была характерным образцом бесплановой растраты государственных средств, подчеркивая полную непригодность самой организации и системы управления флотом и Морским ведомством.    Результаты этой стстемы с полной наглядностью и проявились в японской войне" ("Мои воспоминания"). (Выделение мое - В.В.)

Одним из экспонатов этого "собрания отдельных судов" был оставшийся в исторической "тени" своих знаменитых сверстников крейсер "Адмирал Корнилов", 130-летие зачисления которого в списки Российского императорского флота приходится на текущий год -





Авторство приведенного выше рисунка, заметим попутно, принадлежит лейтенанту В.В.Игнациусу, отметившемуся не только в сфере изобразительной маринистики - как-никак, это он, уже не в лейтенантском звании, командовал при Цусиме "Князем Суворовым".



- закладная доска будущего корабля. "14-пушечный океанский крейсер "Адмирал Корнилов" с механизмами в 8262 индик. сил начат постройкою 31 октября 1885 г. на верфи Луарского общества во Франции в г. Сен-Назер". Ну да, корабли французской постройки появились в российском флоте задолго до истории с пресловутыми "Мистралями" (которые, по большому счету, реально были нафиг не нужны, и к лучшему, что сделка в итоге сорвалась). "Галльский след" в списках отечественных боевых кораблей куда как заметен - можно припомнить навскидку винтовой фрегат "Светлана" (http://v-vodokachkin.livejournal.com/212885.html); винтовой же корвет "Баян" (http://www.nashflot.ru/page/imperia/baien/3); безбронный крейсер "Ярославль" aka "Память Меркурия" -



- каким он предстает на рисунке того же Игнациуса (ну нравятся мне его работы, и все тут!); вторую "Светлану", уже бронепалубный крейсер; второй "Баян", тоже крейсер, но броненосный; счастливо уцелевший в порт-артурской бойне броненосец "Цесаревич"; изрядное количество малых и крупных миноносцев. И, понятное дело, наш "фигурант" из той же плеяды.



- это он уже в период достройки, каким его увидел (и запечатлел на картине 1889 г.) художник Н.Н.Гриценко. А это - пополнение, полученное российским флотом в итоге -



- широко известный рисунок-реконструкция советской эпохи, знакомая каждому тогдашнему читателю журнала "Моделист-конструктор". Заодно будет уместно привести и более позднюю реконструкцию С.Балакина, чья компетентность в данной теме не вызывает сомнений -



Ничего не скажешь, корабль был красив и отличался этаким характерным французским изяществом. Вот эта самая красивость и стильность (наряду с обстоятельствами более меркантильного характера, в гораздо более поздние времена почему-то названными сугубо артиллерийским термином "откат":)), вероятно, и побудили упоминавшиеся в крыловской цитате "семь пудов августейшего мяса" на пару с адмиралом Шестаковым, не посоветовавшись хотя бы для проформы с настоящими спецами, заказать будущий "Адмирал Корнилов" судостроительной фирме "Chantiers de la Loire". Кораблестроительные программы французского флота того периода часто - и заслуженно - удостаивались нелестного эпитета "военно-морская бестолковщина". Поскольку аналогичная бестолковщина царила в российском Морском ведомстве, получилось трогательное взаимопонимание...

В цифрах свежепостроенный "океанский крейсер" выглядел следующим образом. 5880 тонн водоизмещения (и неизбежная для тогдашних российских боевых кораблей строительная перегрузка...  хотя 370 тонн ее выглядели чепухой в сравнении с теми величинами, которые вошли в обиход в предцусимские годы!), Отношение длины к ширине превышало 7,6 - корабль получился длинным и относительно узким, что само по себе неплохо с точки зрения быстроходности, для крейсера являющейся качеством первостепенным. Впрочем, быстроходностью "адмирал" не выделялся, развив на ходовых испытаниях максимум 17,6 узла - британские "ирисы" давали такой ход десятилетием ранее! Броневая защита ограничивалась палубой, толщина которой не превышала 60 мм, и боевой рубкой из 76-мм листов. Наиболее осмысленным выглядело вооружение из 14 шестидюймовок с длиной ствола в 35 калибров (сохранявших боевую пригодность еще и во время русско-японской войны), дополненных 16 малокалиберными "пукалками" и обязательной парой 64-мм так называемых десантных пушек (которые, по замыслу, должны были стрелять как с корабельных, так и с сухопутных лафетов, на практике же не годились толком ни для того, ни для другого). Приплюсуем шесть штук торпедных аппаратов, по три торпеды на каждый. Во всяком случае, это был более толковый арсенал, чем тот, которым оказались позже оснащены "богини отечественного производства" ("Паллада", "Диана" и "Аврора") - здоровенные высокобортные корабли, несшие всего по 8 шестидюймовых установок, зато утыканные более чем тремя десятками стволов артиллерийской мелочи. Да и по сравнению с француским "Сфаксом", который считается непосредственным прототипом, унифицированный главный калибр был явным шагом вперед по сравнению с набором из 140- и 164-мм пушек, довольно близких между собой по боевым возможностям.



- размещение артиллерии, надо сказать, выглядит архаичным даже для тех лет, прямо как на парусном фрегате. Даже спонсоны, на которых стоят крайние к оконечностям орудия главного калибра, и те какие-то чересчур скромные и несолидные.



В общем, российский флот пополнился довольно крупным, очень слабо защищенным и не блистающим скоростными качествами кораблем непонятного назначения. Для разведичка при эскадре он был чрезмерно велик и тихоходен. Рейдер-одиночка из него получиться мог, но опять же, получался странный дисбаланс: для подавления сопротивления слабого противника, вроде вооруженного "купца", вооружение было избыточно мощным, тогда как вести бой с полноценным боевым кораблем, располагая одними шестидюймовками, было бы удовольствием много ниже среднего (ну да, во время боя в Желтом море "Аскольд" сподобился провести успешные артиллерийские дуэли последовательно с "Асамой" и "Якумо", намного более мощно вооруженными - но это все же был редчайший в своем роде пример, да и не следует забывать, что он был значительно быстроходнее и маневреннее своиз противников). "Корнилову" же удрать от превосходящего оппонента было проблематично ввиду скромного максимального хода.



Короче говоря, крейсер оказался везучим - в том смысле, что не участвовал ни в одном реальном бою на протяжении всей своей биографии. Зато плавал много, и география его учебных походов простирается от Средиземного моря до Дальнего Востока.



- кстати, обратим внимание на изменение конфигурации дымовых труб.



- детальная и весьма качественная для своего времени фотография, на которой "Корнилов" заснят как раз в ходе первого заграничного плавания. Парусный рангоут - еще во всей красе, хотя самих парусов не видать, даже подобранных к реям.



- вид на левую скулу.



- очень похожий вид, но, как говорится, есть нюансы - на этом снимке видим рубку в диаметральной плоскости, установленную поверх ходового мостика, да и грот-марс уже отсутствует.



- и опять немногим отличающийся ракурс, при котором отлично наглядно заметны размеры выстрелов, сиречь рангоутных деревьев для обеспечения забортной работы с шлюпками. Вот они, торчат по оба борта, и штормтрапы с них свисают.



- вид с правой скулы. Судя по присутствующему марсу на грот-мачте, снимок более старый.



- в парадной окраске, она же тропическая. Явно либо смотр, либо еще какое торжественно-показушное мероприятие.



- еще один снимок нашего героя, датированный 1894-м годом. В Европе и мире относительное затишье, даже японо-китайская война еще только предстоит (хотя уже совсем скоро), испано-американская разве что только-только замышляется политиками, адмиралы в Петербурге и в мыслях не имеют опасаться каких-то "макак", а уж мировая война... Что, через двадцать лет, говорите? Да ну, это фантастика!



- а на этой очаровательно-старинной фотографии крейсер предстает со спущенными стеньгами. Получилась своеобразная прикидка перед будущей модернизацией, в ходе которой рангоут оказался существенно урезан ввиду ненадобности (правда, заодно сняли и передовые по тому времени котлы Бельвиля, впервые на нем опробованные в качестве вспомогательных...).



- это еще до "боксерского восстания", участием в подавлении которого "Корнилов" себя не запятнал - повезло и тут остаться в стороне. Зато заснят впервые в отечественной практике в шаровой, то бишь серой, маскировочной окраске.



- и наконец, под самый занавес карьеры, бывший крейсер в статусе учебного корабля кадетского корпуса, с сокращенным на 4 ствола главным калибром предстает перед нами еще и лишенным грот-мачты.



- то же самое на фото. Серые волны Балтики, низкие пологие берега... И опять везение - ветшающий корабль избежал включения в состав Второй Тихоокеанской эскадры Рожественского и даже не попал в отряд Небогатова. Цусимская чаша его благополучно миновала.
А завершилась отнюдь не насыщенная яркими событиями биография заурядной корабельной "смертью в своей постели" - на судоразделке. "Он был, как все, и плыл, как все, и вот он приплыл..."(с)


Tags: ПАРУС., РОССИЯ., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments