navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Улицы СССР 40 лет назад без автомобилей: сравнительная историческая урбанистика

Оригинал взят у rama909 в Улицы СССР 40 лет назад без автомобилей: сравнительная историческая урбанистика
Оригинал взят у visualhistory в Улицы СССР 40 лет назад без автомобилей: сравнительная историческая урбанистика
К середине 1970-х автомобилизация СССР значительно продвинулась благодаря производству лицензионных итальянских автомобилей ФИАТ.
Если в 1965 г. в СССР на 1000 жителей страны приходилось 4 личных легковых автомобиля, то в 1975 г. – уже 16 (сейчас в РФ – около 300).
Для сравнения,  в странах Западной Европы к середине 1970-х на 1000 жителей приходилось порядка 250 личных автомобилей, а в США – почти 500.

Советские ФИАТы (получившие местное название "Жигули") быстро стали самым распространённым автомобилем на главных улицах СССР.
В 1976-м в Москве уже можно было увидеть такую привычную нам теперь картину, как припаркованные вдоль тротуаров в ряд автомашины:
1976 Moscow5.jpg

Однако даже в Москве такие сцены были редкостью, а про другие советские города и говорить не приходиться. Проблемы с парковкой там появятся лишь в нашем, 21 веке.
Судя по представленным ниже фотографиям, в большинстве городов СССР 40 лет назад личного автотранспорта на улицах почти не было видно.
И ЭТО БЫЛО ПРЕКРАСНО!

Ещё одна парковка в Москве 76-го на снимке Жака Дюпакье:


КРУПНО

Опять советские ФИАТы и "Волги".

Но в целом московские улицы 76-го довольно пустынны:


Кажется, что на улице Горького примерно столько же транспорта было в 1936-м или 1946-м, а в 1966-м — даже побольше.

Уличная в Москве 76-го:

КРУПНО

Приметой советских улиц в крупных городах СССР становятся подземные переходы. В других странах мира они встречались реже, потому что строить было дорого, проще нарисовать "зебру". В Москве первый появился в 1959 году, в Киеве - в 1963-м. Потом начали строить в массовом масштабе.
Обратите внимание, что переход на снимке построен в самом сердце исторического центра Москвы и не под какой-то 8-полосной автострадой, а под относительно неширокой и спокойной улицей, где вполне можно было обойтись светофорами.
Если переходы под (над) автострадами — неизбежность, то в исторических центрах городов подземный переход — абсолютное зло, создающее огромные неудобства пешеходам и велосипедистам ради дополнительного комфорта автомобильного меньшинства.
Советский урбанизм имел две стороны: светлую и тёмную.

Ещё одно зло советского урбанизма — эстакады в исторических центрах городов. Для машин удобно, а для городской среды и исторического облика — смерть.
На этом снимке около 1976 года видно, как одна эстакада исключила из общегородского пространства Калининграда территорию целого острова, на котором когда-то размещался Старый город Кнайпхоф с 19 улицами:


Киевский Крещатик 76-го с невероятным количеством троллейбусов (чешские "Шкоды") и автобусов:


Оцените ширину тротуара, достойную главной улицы исторического центра!
В то время на тротуарах автолюбители не парковались.

Таллинский траффик 76-го также показывает господство общественного транспорта над личным:


В областных центрах СССР (не говоря о райцентрах) даже к 1976-му на улицах крайне мало автомобилей.

У Прижелезнодорожного почтамта в г. Иваново только трамвай и такси:


Почти пустая магистраль у Текстильного ин-та:


Не видать личных автомобилей в Калуге 76-го:


Симферополь 76-го почти без автомобилей:


Пустынный проспект Южный в Кривом Роге 76-го:
1976 Кривой Рог Проспект Южный.jpg

В центре Хабаровска из легковушек в кадр Дюпакье попали только "Волги":

КРУПНО

Обратите внимание, что советские города тогда ещё не были загажены россыпями дорожных знаков!

У ж.д. вокзала в Чите только троллейбус, "козлик" и одинокий "Запорожец":


У вокзала в Новосибирске только такси:


И ЛиАЗы:


У вокзала в Одессе - одни трамваи:


В Одессе 76-го осталось ещё много брусчатки:


Даже в 4-миллионом Ленинграде зимой автолюбители попрятались и на улицах остался один общественный и коммунальный транспорт:


Да и летом на Невском особо большого количества личного автотранспорта не наблюдается:


Советские люди не ездили в булочную на такси, а на работу — на личном автомобиле.
Частники берегли свои машины и использовали их тогда, когда это было действительно необходимо: например, для поездки на дачу.
Это было "не от хорошей жизни", но это был правильный, цивилизованный подход, которого теперь придерживаются гораздо более богатые обыватели в Нью-Йорке, Лондоне или Токио. Никому из них в наше время не придёт в голову безумная идея ломануться на своей тачке в центр. Для этого в современном цивилизованном обществе есть такси и другой общественный транспорт.




Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Сражение на рейде Даунс.

    В начале 1639 года испанцы, воюющие уже 18 лет без перерыва практически со всей Европой, оказались лицом к лицу с очень серьезными…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

promo nemihail 11:00, yesterday 116
Buy for 20 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments