navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Линкоры серии Littorio.

Линкоры серии Littorio


Littorio (Italia) - линкор ВМС Италии, головной из четырёх однотипных кораблей типа "Littorio", заложенных в 1934-1938 годах. Вошёл в состав флота 6 мая 1940 г, в связи с падением фашистского режима, 30 июля 1943 года был переименован в Italia, выведен из боевого состава 1 июля 1948 года.


Общие сведения

Великолепные линкоры типа Littorio - новейшие на тот момент корабли итальянского флота, превосходившие всё, что имели Союзники, могли обеспечить Италии безоговорочное господство в средиземном море. Но по воле судьбы итальянские адмиралы так и не смогли грамотно распорядиться этими шедеврами кораблестроения. Лишь одно попадание во вражеский корабль всё что записали на свой счёт эти суперлинкоры. Грамотные действия их противников неоднократно приводили к выводам линкоров из строя, став по истине главными неудачниками морских сражений второй мировой войны. Кульминацией «невезучести» стало потопление Roma недавними союзниками, немцами. Применение по Roma радиоуправляемых планирующих бомб - стало первым в истории удачным боевым применением высокоточного оружия.


Описание конструкции


Корпус


Для постройки корпуса использовалась высокопрочная легированная сталь, за исключением отдельных переборок, основания артиллерийских установок, турбин, электрогенераторов и.т.д, в общем зон, подверженных вибрации для которых использовалась мягкая, конструкционная сталь. Заметим,что при постройке широко применялась электросварка - больше чем когда либо в Италии при постройке военных кораблей. Корпус имел бульбообразное утолщение для снижения волнового сопротивления, обводы, достаточно полные в средней части (коэф. полноты 0.959 по миделю).

Небольшой коэффициент общей полноты (0,566) и значительное отношение длинны к ширине по ватерлинии (7,17) благоприятно сказывалось на скорости при спокойном море, чем для мореходности. Острые обводы оконечностей способствовали их большему зарыванию при волнении.

Отмечавшиеся проблемы вибрации и забрызгивания носовой части линкоров Littorio и Vittorio Veneto были решены изготовлением надделок на их носовые оконечности, придававшим бортам в носу больший развал. Носовая оконечность Roma на расстояние около 35 м была перестроена на стапеле. Корпус линкора имел поперечную схему набора, плоская часть днища - продольную. Всего имелось 250 шпангоутов. Нумерация шпангоутов начиналась от кормового перпендикуляра и шла в нос, шпангоуты за кормовым перпендикуляром имели отрицательные номера. Линкор имел три сплошные палубы - палубу полубака , верхнюю палубу и батарейную (первую среднюю) палубу. Палуба полубака с настилом из хромникелевой стали состовляла в длинну около 183 метров, и заканчивалась за кормовой башней главного калибра, верхняя и батарейная палубы тянулись от носа до кормы. Верхняя палуба в корме за полубаком была обшита 50 мм тиковыми досками. Ниже батарейной палубы располагалась вторая средняя палуба, прерывающаяся в средней части корпуса турбинными и котельными отделениями. Под ней, в оконечностях размещались ещё три палубы,именуемые верхней, средней и нижней платформами, разделённые отсеками силовой установки.

Трюм соответствовал верхнему настилу двойного дна. Стоит отметить, что на протяжении всей длинны корпуса имелось двойное дно, иногда даже тройное - в пределах цитадели, с междонным пространством между первым и вторым дном - 1,3 метра, между вторым и третьим - 1,2 метра. Для защиты основных электрических коммуникаций от взрывов контактных мин и торпед в средней части корпуса,над тройным дном имелся водонепроницаемый коридор трапециевидного сечения, но от неконтактных мин и торпед, появившихся позднее, такая конструкция не предохраняла, т.к. взрыв происходил под днищем корабля.

Восемнадцать поперечных переборок образовывали девятнадцать водонепоницаемых отсеков. Переборки поднимались от второго (третьего) дна до батарейной палубы, а в носовой и кормовой части некоторые из них достигали верхней палубы. Перемещаться между отсеками было возможно только через батарейную палубу, т.к. между отсеками не было никаких дверей.

На протяжении броневой цитадели имелись две продольные водонепроницаемые переборки толщиной от 6мм до 9 мм, образуя что-то вроде внутреннего корпуса, отделявшего от бортовых отсеков зону погребов и энергетической установки. Расположение помещений характеризовалось тем, что вспомогательные котлы, камбузы и прочие механизмы и устройства, требовавшие отвода дыма распологались вокруг дымовых труб. Каюты и кубрики личного состава, служебные помещения распределялись между носовой и кормовой оконечностями. Остойчивость определялась на испытаниях . Метацентрическая высота в полном грузу при водоизмещении 45752 тонны составляла 1,66 м, максимальный восстанавливающий момент достигался при крене 33-35 градусов.


Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка линкоров типа Литторио состояла из 4-х турбозубчатых агрегатов и восьми котлов системы Ярроу с перегревателями пара, причем, система распределения пара была устроенна таким образом, что любая турбина могла питаться паром от любого котла. Температура перегретого пара составляла 325 С а рабочее давление - 25кс/см. Каждый котёл оснащался 11-ю форсунками типа "Пиролеум". Общая площадь нагрева для всех котлов составляла 9940 квадратных метров. Потребление нефти составляло 5,8 кг на квадратный метр в час при нормальной тяге и до 6,4 кг на квадратный метр в час при форсированной. Котлы размещались попарно и занимали четыре котельных отделения, при этом, каждое отделение было оборудовано комнатой для обслуживающего персонала, термоизолировано, оборудовано независимой вентиляцией. Доступ в эти помещения осуществлялся через броневую палубу.

Подача воды в котлы осуществлялась 8-ю главными турбонасосами производительностью 260 т/ч каждый и давлении 32 кг/см. Подача нефти производилась 8-ю насосами с производительностью каждого 8,5 т/ч. Вода и нефть предварительно проходили через нагреватели, по 8 для воды и нефти по числу котлов.Подача воздуха в котлы осуществлялась при помощи 12 групп турбовентиляторов "Този", совокупной производительностью 122000 кубометров в час с возможностью перегрузки 10%.

Котельные отделения располагались в районе дымовых труб таким образом, что дымоходы котлов 1-4 выходили в первую дымовую трубу, а котлов 5-8 во вторую. Для работы при стоянке имелось два вспомогательных котла. Запас воды для котлов составлял - 334-428 т, при этом, 2 испарителя типа S.C.A.M могли производить 120 т пресной воды в сутки.








Экипаж и обитаемость

Экипаж линкоров типа "Литторио" насчитывал 1866 человек, в числе которых было 92 офицера 122 старшины, 134 унтер-офицера, 1506 матросов и 12 гражданских чинов, при службе в качестве штабного корабля численность экипажа увеличивалась до 1960 человек.Экипаж был разделён на 9 служб, если искать аналогии в советском флоте - боевые части.1-я служба - служба связи, включала сигнальщиков и радиотелеграфистов, 2-я служба - морская, включала рулевых, службы 3 и 4 - артиллерийские службы, 6-я - электрическая - включала в себя электриков, обслуживающий персонал гирокомпасов и т.д., службы 7 и 8 - инженерные службы - кочегары, машинисты, мотористы, плотники и т.д., 9-я - хозяйственная, 10-я - штабная - персонал штаба адмирала при его нахождении на корабле. 5-я служба - служба подводного оружия, на линкорах этого типа отсутствовала, ввиду отсутствия подобного оружия на линкоре. Вахта на корабле длилась 4 часа и состояла из 3х смен, гражданские и некоторые старшины не входили в смену.

Кубрики матросов были расположены по бортам на первой средней палубе в носовой и средней части корпуса. Условия обитания матросов в кубрике нельзя было назвать удобными, но обеспечивали значительную экономию места и упрощала уборку помещений. Спальные места матросов - гамаки - убирались и снова пристёгивались на время сна. В остальное время гамаки заменялись столами и скамьями, укреплённых при помощи креплений на подволоке. Приём пищи низшими чинами осуществлялся по бачковой системе. Офицерские каюты, как и обширные помещения адмирала и командира корабля располагались в центральной и кормовой частях корпуса на первой средней палубе. В кормовой части на второй средней палубе располагались каюты младших офицеров. Запас продовольствия линкоров был рассчитан на питание 1500 человек в течении 2х месяцев.






Вооружение

Коротко об управлении огнём. Изначально цель назначалась старшим артиллерийским офицером. Определение пеленга на цель производилось при помощи центрального прицела, расстояние до цели определялось дальномером. Вычисление курсового угла производилось при помощи инклинометра. Также, в центральный пост поступали данные от лага, анемометра, гирокомпаса и аксиометра для определения метеоусловий и данных о движении стреляющего корабля. Центральный автомат стрельбы на основании вышеизложенных данных и заложенных в него таблиц стрельбы вычислял углы горизонтальной и вертикальной наводки. Дополнительные поправки вносились на основании данных о качке корабля, поступающих от гировертикали. Также старший артиллерийский офицер мог вносить свои поправки. Полученные данные передавались в артиллерийские башни.

Орудия открывали огонь по команде старшего артиллерийского офицера. После выстрела подавался звуковой сигнал, продолжительностью соответствующий теоретическому времени полёта снаряда, по окончании которого сразу начинали вести наблюдение за всплесками. По результатам наблюдений вносились корректировки в углы наводки орудий. Сложным моментом являлось определение скорости цели, поэтому, по существующим инструкциям первые три залпа главным калибром делались вилкой по пеленгу с отклонением в каждую сторону 7 тысячных от расчётной точки. Также, при качке более 2 градуса стрелять рекомендовалось при максимальном угле крена. Основными поставщиками аппаратуры управления огнём, такой как оптические дальномеры, оптические прицелы , инклинометры и электромеханические автоматы стрельбы, являлись фирмы "Сан-Джорджо" и "Галилео".

На "Литторио" были установлены 26 дальномеров, 20 из которых с базой не менее трёх метров. В каждой башне главного калибра (в тыльной её части) размещалась дуплексная система, включающая в себя два двенадцатиметровых дальномера, один совмещающего типа, другой стереоскопического. Главный дальномерный пост также оснащался дуплексной системой из двух 7,2 метровых дальномеров, а второй дальномерный пост - одним 7,2 м стереоскопическим, служивший в основном для определения тактической обстановки штабом. Башни калибра 152 мм были оснащены дальномерами с базой 6,3 метра а КДП (Командно-Дальномерные Посты) этих башен оснащались дуплексными системами с базой 5 метров. КДП 90 мм зениток были оснащены дальномерами с базой 3 метра. Для малокалиберной зенитной артиллерии предусматривались дальномеры с базой 2 метра.

Также на "Литторио" как и на остальных линкорах этого типа было установлено по 8 стабилизированных оптических прицела. Также, для главного калибра функции прицела могла выполнять аппаратура прицеливания второй и третей башен. Также допускалось использование аппаратуры наведения башен калибра 152 мм как индивидуально для каждой башни так и попарно для каждого борта. Как упоминалось ранее, для вычисления курсового угла цели служили инклинометры, представлявшие из себя простое оптическое устройство совмещённое с электромеханическим вычислителем. Длинна цели вводилась в вычислитель вручную.

На линкорах имелось 5 центральных автоматов стрельбы (ЦАС) один для главного калибра, два для противоминных орудий и два для зенитных орудий. ЦАС главного калибра типа RM.4 находился на второй средней палубе между носовыми башнями главного калибра. Автомат стрельбы получал данные от большого количества источников, вычисления производились автоматически, но всё же требовалось несколько ручных операций. Точность выдаваемых данных была на уровне зарубежных систем того времени. Минус же заключался в некоторой "медлительности" автомата, свойственной всем электромеханическим системам, что определённым образом сказывалась в динамичном бою.

Два ЦАС типа RM.2(по одному на каждый борт) служили для расчета углов наводки 152 мм артиллерии RM.2 являлся упрощённой версией RM.4. ЦАС 90 мм орудий, по одному на каждый борт, размещались на второй средней палубе по бокам от помещения ЦАС главного калибра. Помимо основных автоматов стрельбы, на линкорах были установлены дополнительные вычислители, уменьшенного типа, размещавшиеся в каждой башне главного и противоминного калибров. Ещё два дополнительных вычислителя - для 90 мм зениток. Аппаратура ЦАС допускала различные варианты ведения стрельбы.






Главный калибр

Линкоры типа Littorio оснащались самыми мощными орудиями из всех, созданными когда либо в Италии. Орудия 381 мм и длинной 50 калибров размещались в трёх орудийных башнях. Проект орудия разрабатывался фирмой «Ансальдо» , в соответствии с требованиями Морского министерства, также учитывался опыт полученный при создании орудий 381мм/40 калибров системы «Ансальдо-Шнейдер» образца 1914 года, создававшихся для сверхдредноутов «Караччоло» , которые так и не были достроены. Орудия, выпускавшиеся «Ансальдо» имели обозначения «381/50 Ansaldo 1934». Следует заметить, что те же орудия, с незначительными изменениями выпускались фирмой «О.Т.О.» , которые имели обозначения «381/50 О.Т.О. 1934» . Таким образом, орудия «Ансальдо» устанавливались на линкор Littorio а «О.Т.О.» на «Витторио Венето», также имелось по одному запасному орудию.

При изготовлении ствола использовались четыре трубы, насаженных друг на друга. Внутренняя труба представляла собой лейнер с правой постоянной нарезкой шагом 30 калибров. Три внешние трубы насаживались друг на друга под нагревом в отличии от лейнера, который крепился холодным способом, с применением предохранительных клиньев. Начальная скорость полёта снаряда составляла 850 м/с, довольно большую для крупного калибра, в следствие чего лейнер подвергался повышенному износу, особенно возле зарядной каморы, что весьма негативно сказывалось на баллистике. Живучесть лейнера была намного меньше чем у зарубежных пушек сравнимого калибра и составляла всего 140 выстрелов.

Поршневой горизонтальный затвор системы Велина открывался гидропневматическим механизмом налево для левого орудия и направо для правого и центрального орудия в башне. Выстрел производился при помощи электромеханического устройства. Механизм торможения орудия располагался в казённой части, там же был установлен эжектор для продувки ствола.

Боекомплект состоял из двух типов снарядов бронебойных, длинной 170 см и весом 885 кг и полубронебойных, с замедлителем взрывателя, весом 824 кг. Оба типа снарядов оснащались бронебойными и баллистическими наконечниками, был также разработан фугасный снаряд,весом 774 кг, но на практике в боекомплект линкоров он не попал. Метательный заряд - состав «NAC» или «FC4» в картузах по 44 кг. Полный заряд состоял из шести картузов общим весом 264 кг.

При падении в воду снаряд поднимал водяной столб, высотой 12 метров, который можно было наблюдать 12 секунд. В следствие высокой начальной скорости орудие отлично пробивало вертикальную броню: 348 мм крупповской брони на дистанции 23774 метра при попадании по нормали, а при попадании под углом 50 градусов - 238 мм. При стрельбе с дистанции 19000 метров бронепробиваемость составляла 416 мм при попадании по нормали. Как следствие, ввиду настильной траектории полёта снаряда пробиваемость палубной брони была гораздо ниже и составляла 124 мм при стрельбе с дистанции 26000 метров и всего 67 мм с дистанции 19000 метров. При падении в воду снаряд поднимал водяной столб высотой 65 метров, наблюдаемый 12 секунд.

В зарубежной литературе часто встречается точка зрения о не очень высокой точности стрельбы этих орудий, которая основывается на рассуждениях о большем износе ствола и разбросе веса снарядов. В тоже время, официальный данных по рассеиванию снарядов в архивах не сохранилось, но по мнению итальянских историков оно соответствовало средним значениям орудий иностранных флотов. Также известно что допуски в производстве боеприпасов были выше чем в иностранных флотах. Бои, проведённые линкорами тоже никак не проясняют ситуацию, потому как стрельба велась с очень больших дистанций.







Противоминное вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Ввиду медленных скоростей горизонтальной и вертикальной наводки у 100 мм орудий, устанавливаемых раннее на итальянские военные корабли в 30-е годы, фирмой «Ансальдо» было разработано орудие 90 мм с длинной ствола 50 калибров, занявшее место основной дальнобойной зенитной артиллерии на линкорах типа Littorio. Орудия производились двумя фирмами, «Ансальдо» и «О.Т.О.» под обозначениями «90/50 Ansaldo 1938/1939» и «90/50 О.Т.О 1938/1939» соответственно. Затвор орудия - горизонтальный, клиновой. Моноблочный ствол изготавливался с применением процесса автофретирования (самоскрепления). Умеренная начальная скорость снаряда (860 м/с) благотворно сказывалось на износе ствола при сохранении хорошей настильности траектории, важной для зенитных орудий.

Боеприпасы унитарного типа, при весе 18,41 кг 10,1 кг приходилось на снаряд. Снаряды, применявшиеся на линкорах для этих орудий, в основном были двух типов - зенитные ( со взрывателем по таймеру) и осветительные. Осветительные снаряды с умеренной вспышкой применялись для ночной стрельбы по надводным целям.

Одноорудийные установки располагались в полностью закрытых башнях, на легко бронированных барбетах, по дуге с каждого борта в центральной части корпуса. Каждое орудие имело систему стабилизации в двух плоскостях, а также ручную горизонтальную и вертикальную наводку. Углы вертикального отклонения составляли от -5 до 75 градусов. Сложная система стабилизации, разработанная фирмой «Сан-Джорджо» , явно опережала своё время и включала в себя 11 гироскопов, обеспечивая стабилизацию углов ботовой качки 14,5 градусов и килевой качки до 5-ти градусов.

Стоит отметить, что при определённых движениях углы крена и деферента могли производиться с ошибками. К тому же уровень развития Итальянской электротехнической промышленности был недостаточным для постройки столь сложной конструкции и потому воплощённая система работала не идеально. Орудие имело хорошую точность стрельбы, о чем говорит тот факт, что его 53-х калиберная версия состояла на вооружении сухопутных войск Италии довольно длительное время, но эффективность снижалась за счет того, что разрыв снаряда производил слишком мелкие осколки, не всегда способные нанести повреждения самолётам. К тому же, орудия не имели дистанционных приводов, соединённых с системой управления, что тоже сказывалось на эффективности. Подача снарядов осуществлялась элеватором, с автоматическим установщиком таймеров взрывателей. Боезапас составлял 5842 зенитных и 50 осветительных снарядов.

Лёгкое зенитное вооружение было представлено 20-ю зенитными автоматами калибра 37 мм/54 клб, представленные спаренными установками «Бреда» модели М.1938 (модификация «Бреда» М.1932, отличавшаяся воздушным охлаждением ствола) и одиночными установками модели М.1939, а также 16-ю спаренными автоматами «Бреда» М.1935 калибра 20 мм/65 клб.










Противоминное вооружение

К моменту разработки проекта Littorio итальянский флот получил новое, 155 мм орудие с длиной ствола 55 калибров. Орудие предназначалось для установки на крейсера типа «Дука дели Абруцци» в замен ранее производимых орудий с длиной ствола 53 калибра. Разработкой орудия занималась фирма «Ансальдо» но производилось фирмами «Ансальдо» и «О.Т.О» под обозначениями «Ansaldo 1934» и «О.Т.О. 1936» соответственно.

Орудия различались технологией изготовления ствола. На орудиях «Ансальдо» ствол был моноблочного типа, в то время как ствол «О.Т.О.» изготавливался из двух труб, насаженных одна на другую при помощи горячей посадки. Лейнер вставлялся в орудия обоих типов холодным способом и имел нарезку с шагом 30 калибров. Орудия размещались в трёхорудийных башнях, близких по конструкции башням крейсеров типа «Абруцци». Расстояние между стволами составляло 1,26 метра, а углы возвышения могли меняться от -5 до 45 градусов.

Боекомплект составляли три типа снарядов - бронебойные, весом 49,57 кг, фугасные весом 44,57 кг, и зенитные снаряды с взрывателем по таймеру. Также, для ведения ночных боёв имелись беспламенные заряды (Для придания вспышке фиолетового оттенка в метательный состав «NAC» добавлялся хлорид калия). Боезапас для всех орудий составлял 840 бронебойных, 1428 фугасных и 252 зенитных снаряда. Длина снаряда составляла 4,13 калибра с баллистическим наконечником. Заряжание производилось при любом угле возвышения до 20 градусов.

Скорострельность каждого орудия составляла 4,5 выстрела в минуту. Бронепробиваемось бронебойным снарядом на дистанции 14000 метров оценивалась в 86 мм круповской брони и на дистанции 18000 м при попадании под углом 50 градусов только 40 мм цементированной брони. Палубная броня толщиной 43 мм пробивалась на дистанции 20000 м и 18 мм на дистанции 14000 м. Падение снаряда в воду приводило к поднятию водяного столба высотой 33 м, наблюдаемого 5 сек. Для артиллерии калибра 152 мм имеются официальные данные по рассеиванию снарядов. На дистанции 17000 метров оно составляло 80-90 метров при стрельбе бронебойными снарядами, при стрельбе же фугасными снарядами рассеивание было гораздо больше, и составляло более 200 метров.

На стрельбах проведённых с линкоров Littorio и "Витторио Венето" 21 июля 1941 года с дистанции 17500 метров были установлены на удивление различные результаты для линкоров. Рассеивание составило 156 м для Littorio. Для "Витторио Венето" рассеивание составило 399 метров, что было значительно выше как по сравнению с однотипным кораблём, так и относительно официальных таблиц стрельбы, по которым рассеивание составляло 210 метров. Повторные стрельбы были проведены 4 августа того же года на которых рассеивание составило 187 метров. Плохой результат предыдущих стрельб объяснялся тем, что в первом случае стрельба велась снарядами смешанными из разных партий.

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать. В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком. Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».





Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.


В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком. Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег». Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения. Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе. Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?

В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярче и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).












Источник: pikabu.ru


Tags: ИТАЛИЯ., Линкоры., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Сражение на рейде Даунс.

    В начале 1639 года испанцы, воюющие уже 18 лет без перерыва практически со всей Европой, оказались лицом к лицу с очень серьезными…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments