navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Последнее наступление адмирала Ямамото.


После эвакуации японских войск с Гуадалканала и серии поражений на Новой Гвинее главнокомандующий Объединённым флотом и лучший стратег Японии адмирал Исороку Ямамото спланировал контрудар. Более трёхсот самолётов морской авиации должны были обрушиться на американцев и австралийцев, лишить их стратегической инициативы. Однако результаты операции оказались для японцев плачевными…
Подготовка операции.

Весной 1943 года командованию Императорского флота Японии стало очевидно, что оно теряет инициативу в боях на Соломоновых островах и Новой Гвинее. Успешная эвакуация войск с Гуадалканала могла создать видимость победы, однако не отменяла того, что остров остался в руках американцев, контролировавших важнейший аэродром. На Новой Гвинее флот не смог оказать заметной помощи японской армии, которая потерпела жестокое поражение на прибрежных плацдармах в декабре 1942-январе 1943 годов. Попытка же провести морской конвой с подкреплением закончилась неожиданным разгромом: 3–5 марта 1943 года в море Бисмарка австралийские и американские самолёты потопили 4 эсминца и 8 транспортов.
В таких обстоятельствах главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото в середине марта 1943 года спланировал операцию, получившую названию «I-go» (иногда I-go Sakusen переводят как «Операция I», но какого-либо смысла сочетание иероглифов I-go не имеет). Суть её заключалась в нанесении мощных воздушных ударов самолётами морской авиации по кораблям и аэродромам союзников на Гуадалканале и Новой Гвинее. Имевшиеся в наличии силы 11-го воздушного флота (командующий – вице-адмирал Дзинъити Кусака, штаб в Рабауле) увеличивались за счёт авиагрупп, снятых с кораблей 1-й и 2-й дивизий авианосцев. Считалось, что около 350 задействованных самолётов смогут нанести американцам и австралийцам чувствительный контрудар, нивелировав их недавние успехи.

Адмирал Ямамото в Рабауле, апрель 1943 года
Источник: combinedfleet.com

Примерный состав воздушных сил, задействованных в операции «I-go» (японские данные)
1-Я ДИВИЗИЯ АВИАНОСЦЕВ, ШТАБ В РАБАУЛЕ
АВИАГРУППА ТЯЖЁЛОГО АВИАНОСЦА «ZUIKAKU»
27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A, 18 лёгких торпедоносцев B5N
АВИАГРУППА ЛЁГКОГО АВИАНОСЦА «ZUIHO»
21 истребитель A6M
2-Я ДИВИЗИЯ АВИАНОСЦЕВ, ШТАБ В РАБАУЛЕ
АВИАГРУППА ЛЁГКОГО АВИАНОСЦА «JUNYO»
27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A
АВИАГРУППА ЛЁГКОГО АВИАНОСЦА «HIYO»
27 истребителей A6M, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A, 9 лёгких торпедоносцев B5N
21-Я ВОЗДУШНАЯ ФЛОТИЛИЯ 11-ГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, ШТАБ В КАВИЕНГЕ
253-Я АВИАГРУППА
36 истребителей A6M, 3 разведывательных самолёта Ki-46
751-Я АВИАГРУППА
36 средних бомбардировщиков G4M
26-Я ВОЗДУШНАЯ ФЛОТИЛИЯ 11-ГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, ШТАБ В БУИНЕ
204-Я АВИАГРУППА
45 истребителей A6M, 6 разведывательных самолётов Ki-46
582-Я АВИАГРУППА
27 истребителей A6M, 16 пикирующих бомбардировщиков D3A
705-Я АВИАГРУППА
36 средних бомбардировщиков G4M
Таким образом, для проведения операции «I-go» японцы собрали одну из крупнейших воздушных группировок со времён удара по Пёрл-Харбору. Самолёты рассредоточили на аэродромах Новой Британии и близлежащих островов (Новая Ирландия, Бугенвиль, Бука, Буна и других). Общее руководство операцией принял на себя лично адмирал Ямамото, прибывший в Рабаул. В первой декаде апреля 1943 года предполагалось атаковать цели на Соломоновых островах, после чего следовало ударить по Новой Гвинее.

Механики обслуживают истребитель A6M на аэродроме Лакунаи, Рабаул
Источник: Sakaida Henry «Imperial Japanese Navy aces 1937–45» – New York: Osprey, 1999

Атаки на Соломоновых островах
В первых числах апреля 1943 года американская воздушная разведка зафиксировала существенное увеличение количества японских самолётов, базирующихся на Соломоновых островах. Боестолкновения происходили регулярно. Так, 1 апреля у острова Рассел американцы потеряли 6 истребителей в воздушном бою с крупным соединением «зеро». Зато 3 апреля большого успеха добились американские бомбардировщики: у Кавиенга «летающие крепости» B-17 серьёзно повредили тяжёлый крейсер «Aoba», не потеряв ни одного самолёта. Из-за взрыва торпед на борту японский корабль вышел из строя до ноября 1943 года.
Запланированный Ямамото воздушный удар по Гуадалканалу несколько раз переносился из-за погодных условий и состоялся лишь 7 апреля. В воздух поднялись 110 истребителей A6M и 67 пикирующих бомбардировщиков D3A из авиагрупп 1-й и 2-й дивизий авианосцев, а также 21-й и 26-й воздушных флотилий. Японцы планировали застать на якорной стоянке значительное количество кораблей, которое, по их данным, включало в себя крейсера. Действительно, у острова на тот момент находилось американское оперативное соединение Task Force 18, в состав которого входили лёгкие крейсера «Honolulu», «Helena» и «Saint Louis».

Корабли соединения Task Force 18 у Гуадалканала 7 апреля 1943 года, перед японской воздушной атакой. Виден легкий крейсер «Honolulu», за ним стоит «Saint Louis»
Источник: navsource.org
В 14:00 операторы американских радаров сообщили о приближении к Гуадалканалу большой группы самолётов. На перехват поднялись истребители армейских ВВС и Авиации корпуса морской пехоты – 36 F4F Wildcat, 13 P-39 Aircobra, 12 P-38 Lightning, 9 F4U Corsair и 6 P-40 Warhawk, которые ввязались в бой с японским истребительным прикрытием. Пользуясь этим, японские пикирующие бомбардировщики относительно свободно прорвались к гавани Тулаги. Крейсеров там не было, однако целей для атаки имелось немало – плавбаза торпедных катеров, два танкера, десяток транспортов, 8 танкодесантных кораблей LST, а также несколько небольших боевых кораблей. Атака началась вскоре после 15:00. Авторитетный американский историк Сэмюэль Моррисон отмечает, что ПВО союзных кораблей оказалась не на высоте:
«В тот день над Айронботтом-Саунд было очень много схваток. Это был день дилетантов. Очень немногие из этих кораблей когда-либо участвовали в бою; многие из них даже никогда не производили учебных стрельб по буксируемым самолётами мишеням. Все артиллеристы с увлечением вели огонь по вражеским самолётам, претендовали на уничтожение их и впоследствии нарисовали на своих щитках изображения восходящего солнца. Зенитчики и пилоты истребителей преувеличивали число сбитых самолётов, которое доходило до сотни и больше».
Неудивительно, что союзники понесли потери. Первой жертвой стал танкер ВМФ США «Kanahawa» (1915 года постройки, стандартное водоизмещение – 5723 т), который выходил из гавани под охраной эсминца и малого охотника. Его атаковали 15 японских пикирующих бомбардировщиков, и тихоходное судно не имело никаких шансов на спасение: оно получило пять бомбовых попаданий и загорелось. Экипаж оставил танкер (19 моряков погибли в ходе атаки), позднее «Kanahawa» отбуксировали на отмель, где он и затонул утром 8 апреля.
Следующий удар японцев обрушился на новозеландский корвет «Moa» (1941 года постройки, стандартное водоизмещение – 607 т, вооружение – 102-мм пушка и зенитные пулемёты). Корабль принимал топливо с танкера и не имел хода, когда его атаковали несколько пикирующих бомбардировщиков. Зенитчики успели открыть огонь, но корвет быстро получил прямое попадание бомбы в надстройку, а ещё две бомбы взорвались у его борта. «Moa» перевернулся и затонул за несколько минут. К счастью для новозеландских моряков, они потеряли погибшими всего пять человек.
Американский эсминец «Aaron Ward» (тип «Gleaves», 1942 года постройки, стандартное водоизмещение – 2070 т, вооружение – четыре 127-мм пушки, зенитные автоматы и пятитрубный торпедный аппарат) во время воздушной атаки прикрывал танкодесантный корабль LST-449. Три пикировщика зашли на него со стороны солнца. Взрывы бомб у борта привели к затоплению машинного отделения, в результате чего корабль лишился хода и электропитания. Сразу после этого вторая тройка бомбардировщиков атаковала обездвиженный эсминец, добившись ещё двух близких разрывов. На борту «Aaron Ward» погибли 27 человек. Американцы пытались довести корабль до отмели, однако он набрал слишком много воды и вечером затонул.

Эсминец «Aaron Ward» – самый крупный боевой корабль, потопленный японцами во время операции «I-go».

Таким образом, атака гавани Тулаги прошла для японцев относительно успешно, хотя крейсеров они так и не обнаружили. Американцы заявили об уничтожении в воздушном бою 27 истребителей и 12 пикирующих бомбардировщиков противника. Гибель бомбардировщиков японцы признают, но приводят данные лишь о 12 потерянных ими истребителях. Американская сторона признала потерю семи своих истребителей, хотя японские лётчики заявили о более чем 30 сбитых. Кроме описанной выше гибели танкера, корвета и эсминца, никаких других заметных потерь союзный флот не понёс. Это не помешало японской пропаганде заявить об уничтожении американского крейсера (вероятно, за него был принят «Aaron Ward») и назвать атаку 7 апреля «сражением у острова Флорида» (имеется в виду остров Флорида возле Гуадалканала).
Атаки на Новой Гвинее
Согласно первоначальному плану операции, во второй декаде апреля адмирал Ямамото приказал атаковать цели на Новой Гвинее. 11 апреля 22 пикирующих бомбардировщика D3A под прикрытием 72 истребителей A6M (самолёты 1-й и 2-й дивизий авианосцев) направились бомбить залив Оро, где находилась база снабжения союзников. Впрочем, серьёзной добычи в тот день в заливе не оказалось, и в 12:25 японцы атаковали две имевшиеся цели – британский транспорт «Hanyang» и сопровождавший его австралийский корвет «Pirie». Две бомбы попали транспорту в палубу (погиб один человек), корвет получил одно попадание в надстройку (погибли 7 человек), а несколько бомб взорвались у его борта. Однако как «Hanyang», так и «Pirie» остались на плаву и позднее были отремонтированы. Японские пикировщики почему-то использовали маломощные 60-кг бомбы, чем и объясняется слабый эффект взрывов. Вскоре после атаки над заливом появились 50 американских истребителей P-38 и P-40 с аэродрома Дободура – японцы потеряли 2 истребителя и 4 пикировщика (американцы заявили о 17 сбитых) и вышли из боя.

Бомбардировщики-торпедоносцы G4M из состава 705-й авиагруппы пролетают над Рабаулом

12 апреля состоялась одна из сильнейших за всю войну бомбардировок Порт-Морсби, в которой участвовали 44 средних бомбардировщика G4M под мощным эскортом 131 истребителя A6M (включавшим самолёты как палубных авиагрупп, так и 11-го воздушного флота). Японцы пролетели над горами Оуэн-Стэнли и с высоты 8000 м сбросили бомбы на аэродромы и гавань. Впрочем, результаты удара оказались довольно скромными: на земле сгорели один «Beaufighter» и три B-25, ещё 15 самолётов получили повреждения, пострадали три взлётно-посадочных полосы и один склад топлива, погибли 7 человек. Союзники подняли в воздух 44 истребителя P-38 и P-39, которые сбили 6 бомбардировщиков (ещё два разбились на обратном пути), ценой гибели 4 своих самолётов (известно, что ещё два истребителя разбились при посадке из-за повреждений). При этом американцы заявили об уничтожении 9 истребителей и 15 бомбардировщиков.
Последним ударом операции «I-go» стала бомбардировка залива Милн 14 апреля, в которой участвовали 75 истребителей A6M и 23 пикирующих бомбардировщика D3A из состава палубных авиагрупп, а также 43 средних бомбардировщика G4M. Целью удара являлась якорная стоянка, где в тот день находились всего четыре транспорта, охраняемых австралийскими корветами «Kapunda», «Whyalla» и «Wagga». В 12:15 горизонтальные бомбардировщики G4M сбросили на залив Милн около сотни бомб, добившись только лишь нескольких разрывов рядом с голландским транспортом «Van Outhorn». Корвет «Whyalla» прикрыл судно зенитным огнём и оказал помощь пострадавшим. Вскоре после этого над заливом появились пикирующие бомбардировщики, которые подожгли британский транспорт «Gorgon», груженный боеприпасами. Корвет «Kapunda» пришёл на помощь повреждённому судну, австралийские моряки организовали тушение пожара и отбуксировали транспорт к берегу. Один из членов экипажа «Kapunda» после войны вспоминал спасение транспорта «Gorgon»:
«Наши шланги и огнетушители быстро справились с огнём. Тем временем наш санитар и матросы из хозслужбы занимались ранеными, пока не появились медики с берега. К счастью, у них были только легкораненые. Мы выгрузили их на пристань, и ими занялись армейцы. И только тогда мы узнали, что судно было загружено боеприпасами, причём часть контейнеров обгорела. И ещё мы нашли неразорвавшуюся японскую бомбу!»

Корвет «Wagga» в бою с японскими самолётами 14 апреля 1943 года. Рисунки военного художника Денниса Адамса, находившегося на борту корабля в тот день
Источник: navy.gov.au
Голландский транспорт «Van Heemskerk» (1909 года постройки, стандартное водоизмещение – 3000 т) оказался не столь счастливым. Старое судно, перевозившее боеприпасы, загорелось после бомбового попадания и, несмотря на помощь команды корвета «Wagga», пытавшейся тушить пожар, через несколько часов взорвалось. Всего союзники потеряли 16 человек погибшими. Около 40 союзных истребителей P-38 и Kittyhawk атаковали японские самолёты, достоверно уничтожив 4 истребителя, 3 пикирующих и 4 горизонтальных бомбардировщика. Потери союзников составили три самолёта. Известно, что две победы в этом воздушном бою одержал американский ас первый лейтенант Ричард Бонг из 49-й истребительной группы армейских ВВС. Потери союзников на море могли быть гораздо большими, если бы не героические и умелые действия австралийских военных моряков. Комендант военно-морской базы Милн после боя сообщал в своём докладе: «Мы были счастливы иметь поддержку трёх корветов».
Итоги и последствия
Официальные японские итоги операции «I-go» выглядели весьма оптимистичными. Бывший офицер штаба 11-го воздушного флота Масатаке Окумия позднее писал в книге «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне»:
«Если верить рапортам пилотов, во время этих 4 налётов мы нанесли противнику тяжёлые потери. Офицеры разведки сообщили адмиралу Ямамото, что мы потопили 1 крейсер, 2 эсминца и 25 транспортов. В бою были сбиты 134 вражеских самолёта, значительное число самолётов было уничтожено и повреждено на аэродромах. (Снова наши пилоты крупно переоценили эффективность своих атак. После войны выяснилось, что американцы потеряли гораздо меньше). Мы потеряли 49 самолётов сбитыми и пропавшими без вести, часть самолётов была повреждена».
Достоверные цифры потерь союзников во время операции «I-go» оказались существенно меньшими, чем японская заявка. На Гуадалканале погибли американские эсминец и танкер, а также новозеландский корвет, признана гибель 13 американских истребителей. На Новой Гвинее погиб один голландский транспорт (ещё три судна и австралийский корвет были повреждены, но пригодны к ремонту), в воздухе потеряны не более 10 самолётов, ещё 4 погибли на аэродроме (кроме того, 15 самолётов, находившиеся на земле, получили повреждения разной степени тяжести). Основываясь на данных начальника штаба Объединённого флота вице-адмирала Матомэ Угаки, японские историки называют следующие цифры потерь японцев: по разным причинам из строя вышли 25 истребителей, 21 пикирующий бомбардировщик и 18 средних бомбардировщиков. Учитывая то, что авиагруппы понесли урон выше запланированного, а якобы достигнутые результаты внушали оптимизм, 16 апреля Ямамото приказал прекратить воздушные удары и вернуть палубные авиагруппы на Трук, в главную базу флота.
Завершив операцию, адмирал Ямамото решил вылететь из Рабаула на остров Балалле для инспекции морских лётчиков. Радиосообщение об этом перелёте оперативно перехватила и расшифровала американская разведка, что позволило быстро спланировать ликвидацию главнокомандующего (операция «Месть»). Группа американских истребителей P-38 из состава 347-й истребительной группы армейских ВВС, вылетев с Гуадалканала, утром 18 апреля перехватила над Бугенвилем два самолёта G4M, на которых находились Ямамото и начальник штаба Объединённого флота вице-адмирал Угаки. Несмотря на эскорт из шести истребителей A6M, оба бомбардировщика были сбиты, адмирал Ямамото погиб от пулевого ранения, но адмирал Угаки выжил (его самолёт упал в воду, и он смог доплыть до берега). Чтобы сохранить в тайне факт взлома японского кода, американская сторона официально объявила, что информацию о полёте передали береговые наблюдатели.
Подробная реконструкция гибели адмирала Ямамото – сцена из биографического фильма «Главнокомандующий Объединённым флотом Исороку Ямамото» (Япония, 2011 год).


Гибель главнокомандующего Объединённым флотом стала настоящей трагедией для японских ВМС. Талант Ямамото признавали даже его противники, а среди подчинённых он пользовался беспрекословным авторитетом, доходившим до обожания. Другого такого адмирала Япония не имела. Сама же по себе операция «I-go» не оправдала возлагавшихся на неё надежд и не оказала заметного влияния на ход войны. Попытка одним ударом сокрушить противника провалилась, а для того чтобы организовать масштабное воздушное наступление и планомерно вести его на протяжении долгого времени, японцам не хватало сил. Всё это убедительно говорило том, что у Страны восходящего солнца нет никаких шансов в затяжном противостоянии с США и их союзниками.
[Источники]Источники:
Список источников и литературы:
http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
https://www.history.navy.mil/ (официальный сайт исторического центра ВМФ США)
Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/
«Army Air Forces in World War II. Vol. IV. The Pacific: Guadalcanal to Saipan. August 1942 to July 1944» http://www.ibiblio.org/hyperwar/AAF/IV/index.html
Odgers George James «Air War Against Japan, 1943–1945» (1968 reprint) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070210/
Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
Tagaya Osamu «Mitsubishi Type 1 «Rikko» 'Betty' Units of World War 2» – New York: Osprey, 2001
Taylan Justin «Operation I-Go: April 12, 1943. Last major Japanese air raid over Port Moresby» http://www.pacificwrecks.com/airfields/png/7-mile/1943/04–12/index.html
Моррисон Стив Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой войне: Прорыв барьера у архипелага Бисмарка, июнь 1942-май 1944» – Москва: «АСТ», 2003
Хорикоши Дзиро, Окумия Масатаке, Кайдин Мартин «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне» – Москва: «АСТ», 2000
http://warspot.ru/7221-poslednee-nastuplenie-admirala-yamamoto.
Алексей Лесин.

Tags: АВИА., ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., США., ФЛОТ., ЯПОНИЯ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Последний европеец.

    Последний европеец. Старая статья,которая до сих пор актуальна. Жослен Бомон – последний европеец. Грустные мысли возникают после…

  • Сражение на рейде Даунс.

    В начале 1639 года испанцы, воюющие уже 18 лет без перерыва практически со всей Европой, оказались лицом к лицу с очень серьезными…

  • Кинозал.

    Вечерний кинозал Вечерний кинозал Развод по-итальянски.

  • Вивиан Майер.

    Вивиан Майер. Информацию об этой женщине вы вряд ли найдете. Она не знаменитый фотограф. При ее жизни ни одна ее работа даже не была…

  • Пинок под зад в награду за службу: позорная тайна гибели «Индианаполиса».

    Гибель тяжёлого крейсера «Индианаполис» стала одной из самых трагичных страниц в истории американского флота. В результате только одного…

  • Чёрные птицы.

    Бомбардировщик ВВС США А-26 "Инвейдер". Традиция массово красить самолёты в чёрный цвет появилась во время Второй мировой.…

Buy for 20 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments