navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Category:

КАМИКАДЗЕ: СИЛА ВОДЫ. II.

Начоло:http://navy-chf.livejournal.com/3220927.html

Потопленный «Кайтен» танкер «Миссисинева»
Первой пуск осуществила I-58 под командованием опытного подводного аса (к слову, автора отличных мемуаров), капитана Хасимото. В 3 часа утра 12 января он выпустил по цели все четыре торпеды, но одна из них рванула чуть ли не сразу после запуска – скорее всего, сказалась неисправность взрывателя. Испугавшись, что его заметят, Хасимото тут же скомандовал погружение. Лодка отправилась на базу, так и не узнав, что случилось. Тем не менее, на счет I-58 смело засчитали потопленный авианосец и 2 транспорта.

I-36 тем временем двигалась к атоллу Улити. Повторно атаковать место, куда уже был нанесен удар, в экипаже считали сомнительной идеей, но приказы командования не обсуждались, и в 6 утра 12 января подлодка достигла точки атаки. Она опоздала на сутки, потому что целую ночь предпринимала отчаянные попытки сняться с рифа, на которой наскочила практически под носом у сидящих на Улити американцев. Так или иначе, все четыре торпеды были запущены, но единственными их жертвами стали легко поврежденный транспорт и потопленное небольшое десантное судно LCI-660. Тем не менее, дома экипаж I-36 торжественно поздравили с уничтожением линкора, танкера и двух небольших судов.
Удивительное заключалось в том, что неделю спустя, 20 января, I-48, идущая следом, все же смогла подобраться к уже дважды атакованному Улити. После невероятных ухищрений подлодка выпустила все человеко-торпеды, которые не поразили вообще ни одного корабля – после второй атаки американцы на атолле развили бурную деятельность и закрыли противоторпедными сетями все, что можно. На удирающую лодку напали эсминцы, которые и прикончили ее после трех дней напряженной погони.
I-53 двигалась к проходу Коссол в районе островов Палау. Проход хорошо охранялся, но капитан все же успешно достиг точки запуска торпед и попытался начать атаку. Первая «Кайтен» не завелась, вторая двинулась было вперед, но взорвалась на опасном от I-53 расстоянии, сильно тряхнув лодку. Оставшиеся человеко-торпеды стартовали нормально, но противнику никакого вреда не причинили.
I-56 достигла якорной стоянки Манус, но та была так хорошо закрыта противолодочными сетями, что капитан был вынужден повернуть обратно. I-47 атаковала базу Холландия возле Новой Гвинеи, но лишь легко повредила один из транспортов (дома ей в чисто японском стиле приписали четыре потопленных).
Согласно отчетам командования 6-го флота, пока что результаты использования «Кайтен» выглядели великолепно – 4 авианосца, 3 линкора, 10 транспортов и 1 танкер. На самом же деле американцы потеряли танкер, легкий десантный корабль и 2 легко поврежденных транспорта, а также 50 человек. Японцы расплатились за это двумя эскадренными подлодками и 210 опытными членами экипажа. Судя по всему, официальные реляции предназначались лишь для отправки наверх, а сами штабисты в немалой степени осознавали масштабы своих неуспехов. В пользу этого говорит тот факт, что атаки защищенных якорных стоянок прекратились.
Тем временем американцы нацелились на захват острова Иводзима. Бомбардировщики B-29 уже летали на Японию с Сайпана, но Иводзима была бы отличным промежуточным аэродромом, с которого, помимо всего прочего, могли действовать истребители. В стратегический перспективе это означало, что все более-менее крупные города страны Восходящего солнца будут уничтожены, и японцы ничего не смогут с этим поделать. Поэтому командование бросало в бой все, что попадалось под руку, в том числе и тихоходные транспортные подлодки (еще одно японское извращение, вызванное американским господством на море), вооруженные торпедами «Кайтен».

Высадка американских десантных барж на остров Иводзима
Такими были I-368 и I-370, отправленные топить американские авианосцы близ Иводзимы. Их поддерживала эскадренная лодка I-44, несущая, как обычно, 4 человеко-торпеды. Итоги деятельности этого отряда были предсказуемо печальными. Обе транспортные лодки были потоплены эсминцами, а I-44 так и не смогла занять хорошую позицию для атаки конвоя и вернулась обратно. Впоследствии японцы пытались пустить в дело еще две лодки, но одна из них вернулась на базу вследствие технических неисправностей, а другую сдернули в последний момент, чтобы использовать в качестве радиомаяка для наведения воздушных камикадзе.
Затем настал черед Окинавы, являвшейся последним островом на пути к Японии. 6-ой флот пускал туда лодку за лодкой, но кольцо легких сил вокруг боевых и транспортных кораблей было слишком плотным. Подводные лодки с человеко-торпедами на борту гибли одна за другой, даже не производя запуск.
Итак, атаки в непосредственных районах боевых действий полностью провалились. Оставались лишь конвои в открытом море, но в этом случае существовали сомнения, смогут ли водители «Кайтен» управлять торпедой в условиях сильных волн. Проверить это решили делом, и в апреле 1945 лодки I-36 и I-47 вышли в море. Там они нашли большой конвой и выпустили по нему 6 человеко-торпед. Капитаны лодок заявили о попаданиях, которые, разумеется, так и остались неподтвержденными американскими вахтенными журналами.
В море вышло еще 10 подлодок. Они смогли потопить лишь эсминец, потеряв одну из лодок. Правда, ночью 29 июля капитану Хасимото, командующему знаменитой I-58, удалось нанести чувствительный удар, отправив на дно тяжелый крейсер «Индианаполис». Тот возвращался с острова Тиниан, несколькими днями до этого доставив туда атомную бомбу. Миссия по понятным причинам была окутана завесой секретности, и поэтому на сигнал о помощи никто не отреагировал, полагая, что это ошибка или ловушка японцев. Спасатели прибыли лишь через 3 дня, к тому моменту, когда 883 человека из 1196 уже давно утонули или были съедены акулами.

Трагедия «Индианаполиса»
Самое интересное в этой истории заключается в том, что при атаке «Индианаполиса» Хасимото сознательно отказался от использования человеко-торпед. Во-первых, требовалось время, чтобы водители заняли свои места, по прошествии которого цель могла скрыться. Во-вторых, запуск «Кайтен» сопровождался сильным шумом, который мог насторожить жертву, идущую прямым курсом и не совершавшую противолодочные зигзаги. В-третьих, атаковать приходилось в условиях отвратительной видимости. Если из подлодки можно было рассчитать выстрел, то в примитивные перископы «Кайтен» водители могли не увидеть вообще ничего.
Поэтому капитан I-58 игнорировал мольбы смертников и проявил себя как блестящий профессионал, использовав старые торпеды. Получилось, что в самый разгар боевого применения «Кайтен» наиболее чувствительный удар подводного флота был нанесен обычным оружием. Опасения не доверяющих новым торпедам профессионалов подтвердились и во время последней атаки человеко-торпедами, произведенной все тем же Хасимото. «Кайтен» демаскировали себя торчащим из воды перископом и неизменно привлекали вражеский огонь. 10 и 12 августа I-58 избавилась от последних человеко-торпед, все из которых были уничтожены артиллерией и пулеметным огнем, так и не достигнув цели.
Япония планировала нарастить применение этого оружия, но капитуляция поставила в истории «Кайтен» жирную точку. Так или иначе, сомнительно, чтобы человеко-торпеды стали серьезной проблемой. К тому же, индустриальные возможности империи были уже далеко не те, что в 1944 году – напалмовые бомбардировки выжигали один город за другим, что начисто разбивало все производственные цепочки. Например, японцы построили 1600 корпусов «Кайтен-II», но для них не было двигателей.

Знаменитая I-58 капитана Хасимото
Хуже всего приходилось водителям, которые не смогли поразить свои цели и остались живы. Люк торпеды открывался только снаружи, а кислорода хватало лишь на час. В итоге эти люди медленно умирали от удушья, полностью погруженные в размышления о том, что их жертва была абсолютно напрасной. Позднее об этом, видимо, кто-то задумался, и водителям начали давать яд, а также предусмотрели возможность самоподрыва. В итоге было использовано 88 «Кайтен», из которых цель поразили лишь 8. При этом с американской стороны не было потоплено ничего крупнее танкера или эсминца, а японцы потеряли 8 подводных лодок с 600 членами экипажа на борту.
Еще одним видом оружия смертников являлись взрывающиеся катера. Небольшие, верткие и быстроходные, они несли бомбу с зарядом в 200 кг, с которой водитель катера должен был прорваться вплотную ко вражескому кораблю. После этого следовало сбросить устройство и как можно быстрее покинуть место взрыва – задержка составляла всего лишь 4 секунды. Шансы на выживание были чрезвычайно малы, и в большинстве случаев водители предпочитали идти на таран, игнорируя призрачную возможность остаться в живых.
Боевое крещение взрывающиеся катера «Синье» («Сотрясающий море») и «Мару-ни» («грузовой катер») получили на Филиппинах. Флот планировал развернуть там 300 «Синье», а армия – 800 «Мару-ни». В эти планы вмешалась реальность, на этот раз избравшая своим гнусным орудием американский флот и особенно – палубную авиацию. Еще по пути на Филиппины коварные янки отправили на дно несколько транспортов с катерами. Особенно печальным для японцев был тот факт, что в одном из кораблей находилась значительная часть специального оборудования, что потом еще не раз аукнулось при попытке использования «Синье» и «Мару-ни».

Взрывающийся катер «Синье»
Американцы знали о новом оружии из перехваченных радиограмм и целенаправленно пытались его уничтожить. Надежно укрытые и замаскированные, катера были в безопасности, но при попытках устроить тренировку для водителей прилетала палубная авиация. Помимо этого, около десятка катеров было потеряно после очередного тайфуна.
На взрывающиеся катера рассчитывали, как на очередное чудо-оружие. И, как и полагается любому уважающему себя чудо-оружию, они славились ненадежностью и склонностью к поломкам. 23 декабря 1944 года произошел примечательный случай. При запуске мотора одного из катеров тот неожиданно воспламенился. Огонь практически сразу же перекинулся на стоящие бок о бок машины. Не прошло и минуты, как те стали весело взрываться одна за другой – срабатывали боевые заряды. Дело закончилось полным уничтожением дивизиона №9 вместе со всеми экипажами, занимавшимися отчаянными, но бестолковыми попытками спасти свои плавсредства.
Время взрывающихся катеров настало 9 января 1945 года, когда американцы начали высадку на остров Лусон. На следующую же ночь около 90 «Мару-ни», приглушив моторы, подкрались к неприятельской якорной стоянке. Помимо водителей, на них находилось множество членов команд обслуживания. Каждый из них хотел лишь одного – красиво погибнуть.

Взрывающийся катер «Мару-ни»
Такими, впрочем, были не все. Атака началась с того, что четыре катера атаковали десантное судно LST-925. Промчавшись вдоль борта, они сбросили бомбы и благополучно вернулись на базу. Но куда большее количество катеров просто шло на таран. Все началось в 3 ночи, а основной пик атак пришелся на период между 4 и 5 часами. Американцам в ночи мерещились то боевые пловцы, то сверхмалые подлодки. Все это вылилось в хаотичное маневрирование, закончившееся посадкой на мель транспорта и двух десантных судов. Катера тем временем носились туда-сюда, лишь усиливая беспорядок. Выброшенные в воду японцы отказывались от спасения, вместо этого выкрикивая что-то про своего императора и злобно швыряясь гранатами. Янки быстро поняли, что сдаваться никто не намерен, и решили проблему, просто прекратив попытки брать кого бы то ни было в плен.
Результаты атаки оказались, как всегда, неутешительными для японцев. Они потопили лишь 3 десантные баржи и столько же повредили. Помимо этого, серьезные повреждения получил один транспорт, а еще семь транспортов и эсминец отделались царапинами на краске. За это японцы расплатились половиной участвовавших в операции катеров. Впрочем, американцы сочли эту проблему стоящей внимания и перебросили на защиту десанта несколько флотилий торпедных катеров. Также они начали активный поиск и уничтожения баз взрывающихся катеров, что имело еще более страшные последствия для японцев.
На Филиппинах были предприняты еще несколько ночных атак, общей численностью в 70 катеров. Им удалось потопить лишь катер-охотник и 3 десантных баржи. Правда, в темноте и неразберихе американцы потопили 2 собственных катера. Это было слабым утешением, ведь из участвовавших в атаках «Синье» вернулись на базу лишь единицы.

Американский катер-охотник
Это не остановило японских штабистов, которые планировали применить взрывающиеся катера на Иводзиме, которая представляла собой островок настолько небольших размеров, что все приготовленные катера были сметены ураганным огнем американской артиллерии.
Окинава была значительно крупнее, и там удалось сосредоточить 800 «Синье» и «Мару-ни». 26 марта американцы в целях создания передовой базы высадили десант на острова Керама, находящиеся близ Окинавы. На этих мелких островках было размещено около 350 катеров, но японцы пропустили высадку, так как водители этого дивизиона были заняты на учениях на той стороне Окинавы. В море смогли выйти лишь 10 «Мару-ни», которые были уничтожены огнем, прежде чем смогли приблизиться к десантным баржам. Прикованные к берегу плавсредства были большей частью взорваны японцами, что носило сугубо декоративный характер – сомнительно, чтобы американцам когда-нибудь пришло бы в голову использовать подобное оружие.
Еще американцы захватили карты, где были отмечены места дислоцирования катеров на Окинаве, а также документы, раскрывающие тактику их применения. Впрочем, небрежность в подобных вопросах не была для японцев чем-то экстраординарным – янки постоянно захватывали столько бумаг с ценными сведениями, что поначалу полагали это за обман и военную хитрость.
В конце марта флот США наносил сильнейшие воздушные и артиллерийские удары по Окинаве, не забывая и стоянки катеров. 1 апреля началась высадка, которой японцы смогли противопоставить лишь 50 «Мару-ни». Будучи полностью уничтоженными, они смогли тяжело повредить десантный корабль LSM-12, который, черпая воду, был вынужден выброситься на берег. Кроме того, с 1 по 4 апреля проводились атаки катеров «Синье», коих к моменту высадки осталось всего лишь 14 штук. Их успехи ограничились потопленной десантной баржей.

Корабль класса LSM, однотипный с тяжело поврежденным взрывающимися катерами LSM-12. За годы войны было построено более 500 таких судов
Атаки «Мару-ни» продолжались в течение всего апреля. Их самым крупным успехом стало повреждение эсминца «Чарльз Дж. Бедгер», который ремонтировался до конца войны. Впрочем, эта победа была достигнута не таранным ударом – водитель катера всего лишь ловко сбросил бомбу и был таков. Другой катер умудрился поразить тараном сразу две цели – транспортное судно «Старр» и десантный корабль LSM-89. Оба получили легкие повреждения.
Катера продолжали гибнуть пачками, но им удалось лишь временно вывести из строя еще один эсминец, тяжело повредить тральщик и утопить десантную баржу. 3 мая была проведена последняя массированная атака «Мару-ни», где был поврежден транспорт «Карина», за что японцам пришлось заплатить 15 катерами. Последнюю жатву очередное «чудо-оружие» собрало уже после войны, когда пожар на одной из японских баз вызвал детонацию боеголовок на стоящих в ряд катерах «Синье», отчего погибло 111 человек. Резюмируя опыт применения, соотношение затрат, потерь и достигнутых результатов, можно смело констатировать, что взрывающиеся катера себя не оправдали.
Впрочем, даже взрывающиеся катера не могли в полной мере претендовать на звание самого бесполезного оружия для исполнения самоубийственной атаки. Эта честь принадлежит концепции пловца-смертника фукурю. В дословном переводе это означало очередное бессмысленное для западного уха сочетание – «Дракон счастья». Снаряжение пловца состояло из дыхательного аппарата, двух баллонов со сжатым кислородом общей емкостью в 7 литров, водонепроницаемого костюма и ласт. Немаловажной тут была замкнутость системы циркуляции воздуха, что не приводило к появлению демаскирующих пузырьков на поверхности. Пловец мог погружаться на глубину до 60 метров, передвигаться там со скоростью в 2 км/ч и проводить под водой до 8 часов.

Пловец-смертник фукурю
К осени 1945 года, когда ожидалась высадка на японские острова, планировалось довести количество таких бойцов до 6 тысяч. До момента капитуляции Японии успели подготовить лишь 1200 бойцов, что не играло бы особой роли даже в случае продолжения войны – результаты применения подобного оружия выглядели сомнительно даже на умозрительном уровне.
Тактика фукурю заключалась в том, что пловцы в ожидании вражеского десанта должны были надеть костюмы и войти в воду на 10-15 метров. После этого они должны были расположиться цепью на расстоянии 5 метров друг от друга и вооружиться 10-килограммовой миной, прикрепленной к бамбуковому шесту. Плавучесть устройства обеспечивал надутый свиной пузырь, который перед атакой следовало проткнуть ножом. После этого смертник должен был нырнуть под днище корабля и с силой ударить взрывателем мины по днищу корпуса. От произошедшего взрыва погибали бы все, кто стоял рядом (а они должны были стоять, чтобы не упустить вражеские корабли).
Под самый конец войны все было настолько плохо, что подобные отряды составляли основу обороны крупных японских портов. В частности, в Токийской бухте было затоплено 3 торговых судна. В каждом из них были заранее устроены водонепроницаемые кабины, куда можно было попасть через специальные камеры. Каждая из кабин вмещала 40-50 человек и 10-дневные запасы продовольствия. Помимо этого, там имелись гидролокаторы и микрофоны, посредством которых предполагалось вести наблюдение за водной поверхностью. Наличествовали и три торпедных аппарата, а также связь с командным пунктом на берегу. Предполагалось, что в случае тревоги внутрь набьется около 40 человек в водолазных костюмах и с минами, и они будут ждать появления противника.
Этому было не суждено состояться – война закончилась, но не закончились способы и инструменты совершения самоубийственной атаки. На море японских смертников ждал провал. Торпеды «Кайтен», взрывающиеся катера и боевые пловцы не только не смогли выполнить свое предназначение и остановить американцев – им оказалось не под силу даже окупить средства, потраченные на их изготовление. Но, кто знает, возможно, на земле или в воздухе жителям страны Восходящего солнца повезет сильнее?

[Источники]Источники:
Автор: Тимур Шерзад.
Источник:https://fakel-history.ru/


Tags: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., КАМИКАДЗЕ., США., ФЛОТ., ЯПОНИЯ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments