navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

«Наутилус», покоривший океан.Часть I.


АПЛ «Наутилус» на ходовых испытаниях. Фото ВМС США.

Среди многих сотен, а может, и тысяч различных имен, которые люди на протяжении всей истории мореплавания давали своим кораблям и судам, есть те немногие, что навечно стали легендой. Чернила, которыми эти имена вписаны на скрижалях мировой истории, уже стали не подвластны самому суровому судье – времени. Среди таких легенд особое место занимает имя подводной лодки «Наутилус»: вымышленной, ожившей под пером великого романиста Жюля Верна, и настоящей – первой в мире атомной подводной лодки, совершившей не только революцию в подводном кораблестроении и в военном деле, но и первой покорившей Северный полюс. Пусть и под водой.
Двигать корабли.

Декабрь 1945 года. Всего четыре года прошло с того дня, как армады японских торпедоносцев и бомбардировщиков, сея смерть и разрушение, обрушились на военно-морскую базу Перл-Харбор, но за это весьма небольшое по меркам мировой истории время произошли поистине великие события. Сменилась целая эпоха.
Безжалостно перекроена карта мира. Произошла очередная революция в военном деле, давшая жизнь совершенно новым, невиданным доселе образцам вооружения и военной техники, способным в считанные секунды стирать с лица земли целые города, в мгновение ока испепеляя десятки тысяч людей. Атомная энергия, вырвавшаяся, словно джинн из волшебной лампы, стала настоящим «джокером» в политической колоде карт – владеющий ядерным оружием мог диктовать свою волю тому, у кого его не было.
Однако 14 декабря 1945 года во влиятельной «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) выходит статья «Атомная энергия – находка для Флота», в которой вкратце излагалось содержание доклада старшего физика-эксперта Исследовательской лаборатории ВМС США Росса Ганна, сделанного им на заседании специального комитета Сената США. Заметка не стала сенсацией – ведь там ничего не говорилось о новом виде сверхразрушительного оружия. Напротив, Росс Ганн утверждал: «главная работа, которую должна выполнять в мире ядерная энергия, – вращать колеса и двигать корабли».
И хотя идея создания атомной энергоустановки была отнюдь не нова, но открыто она была высказана в США впервые. Еще больший интерес у американских военно-морских историков эта вроде бы неприметная статья вызывает в связи с тем, что с ней, вполне вероятно, ознакомился Хайман Риковер, будущий «отец американского атомного флота». По крайней мере, в этом абсолютно уверены американские военно-морские историки, хотя сам адмирал об этом никогда, насколько это известно, не упоминал.
В итоге, как мы знаем, именно Риковер сыграл роль локомотива в продвижении идеи оснащения субмарин атомной энергетической установкой (АЭУ), что буквально «с ног на голову» перевернуло методы и способы ведения подводной войны. Термин «неограниченная подводная война» приобретал совершенно иной смысл – для атомной подлодки не требовалось постоянно подвсплывать для заряда аккумуляторных батарей, а ядерным реакторам не требовались те тонны топлива, которые потребляли прожорливые дизеля. К тому же мощная АЭУ позволяла увеличить размеры и водоизмещение субмарины, что давало возможность существенно увеличить боезапас торпед и пр.

Кэптен Элтон Томсон (в центре), командир первого экипажа ПЛАРБ «Огайо», дает пояснения адмиралу Хайману Риковеру, тогда – заместителю помощника министра энергетики по реакторной программе ВМС, и вице-президенту Джорджу Бушу (справа) во время ознакомительного тура по ракетоносцу после церемонии ввода его в боевой состав флота. 11 ноября 1981 г. Фото ВМС США.

«Русские корни» атомного флота Америки.

Примечательно, что, как и в случае с «русскими корнями» в истории американского вертолетостроения – в лице русского иммигранта Игоря Сикорского, в истории мирового и атомного подводного флота такие корни тоже есть. Дело в том, что будущий «отец атомного подводного флота» адмирал Х. Риковер родился в 1900 году в городке Макув-Мазовецки, принадлежащем сегодня польскому Мазовецкому воеводству, но до Октябрьской революции находившемся на территории Российской Империи. Будущего адмирала увезли в Америку только в 1906 году, в 1922 году он окончил Военно-морскую академию, по специальности инженер-механик, а затем – Колумбийский университет.
Видимо, первые годы детства, проведенные в весьма не простой обстановке тогдашней Русской Польши, заложили и основы того несгибаемого характера и железной воли, которые были присущи Риковеру на протяжении всей его карьеры на флоте. Карьеры, в ходе которой имели место события, столь драматичные, что другой человек мог бы не выдержать и сломаться.
Взять, к примеру, назначение Риковера в конце 1947 года помощником начальника Управления кораблестроения, вице-адмирала Эрла У. Миллза, по вопросам ядерной энергетики. С одной стороны – вроде бы продвижение по службе, но с другой – в качестве рабочего кабинета будущий «отец атомного подводного флота» получил…. бывшую дамскую комнату, которая тогда еще находилась в стадии «преобразования»! Очевидцы утверждают, что, увидев свое «рабочее место», на полу которого еще виднелись пятна – места, где находились до того унитазы, а в углах оставались части сливных труб, Хайман Риковер оказался в состоянии близком к шоковому.
Однако все это были «мелочи», главное же – Риковера «не выбросили» из ядерной программы, и он мог продолжить работу, а в феврале 1949 года его назначили на должность директора Отделения по проектированию ядерных реакторов в Комиссии по атомной энергии с сохранением его должности в Управлении кораблестроения. Сбылась мечта Риковера – он стал полновластным «хозяином» программы и теперь, как представитель одного агентства, мог направить запрос в другую организацию (УК ВМС) и как представитель последней – дать ответ на свой же запрос «в нужном ключе».

Репродукция памятной фотографии с церемонии закладки президентом Трумэном первой американской АПЛ «Наутилус». Хорошо виден автограф, оставленный Трумэном на фотографии. Фото ВМС США.

Операция «Спасти Риковера».
Или другой пример – едва не окончившаяся успехом попытка, как говорится, отдельных лиц «выдавить» Риковера в отставку, не пустив его в адмиральскую когорту. Дело в том, что согласно положениям Акта о прохождении службы личным составом ВМС от 1916 года (Naval Personnel Act of 1916) и Акта о правилах прохождения службы офицерским составом от 1947 года (Officer Personnel Act of 1947), присвоение звания контр-адмирал в ВМС США происходило с участием совета из девяти офицеров – они рассматривали представленных на новое звание кандидатов из числа кэптенов и затем голосовали. В том случае, если кэптен два года подряд представлялся на получение звания контр-адмирала, но так его и не получал, максимум через год он должен был уйти в отставку. Причем к 1950-м годам американцы ввели в состав комиссии в обязательном порядке трех офицеров инженерного корпуса флота – они должны были одобрять «выдвижение» каждого офицера инженерной специальности, и только если за кандидата голосовали минимум двое из них – остальные члены комиссии утверждали это решение.
Риковер планировал получить контр-адмирала еще в июле 1951 года, в крайнем случае – на год позже. В том, что он получит адмиральское звание «отец атомного флота» был уверен на все сто – ведь он возглавлял одну из важнейших программ военно-морского строительства. Однако в числе «продвинутых» в 1951 году в контр-адмиралы 32 кэптенов Риковера не оказалось. Почему – уже, наверное, и не узнаем: голосование комиссии проходило за закрытыми дверями и никаких записей не составлялось, так что даже американские военно-морские историки не могут с высокой долей вероятности объяснить те или иные решения комиссии и входивших в ее состав офицеров.
7 июля 1952 года Риковеру позвонили и сообщили, что его вызывает министр ВМС Дэн Э. Кимболл, но не назвали причину вызов, и Риковер решил взять с собой на всякий случай упрощенную модель атомохода с вырезанной секцией, в том месте, где располагается атомная энергоустановка, для наглядной демонстрации. Войдя в приемную, Риковер столкнулся с многочисленными репортерами и фотографами, перед лицом которых Кимболл сообщил, что от имени президента Соединенных Штатов он вручает кэптену Риковеру вторую золотую звезду ордена Легион Почета (первый такой орден Риковер получил еще в конце Второй мировой войны), за грандиозные усилия и неоценимый вклад в программы создания прототипа ядерного реактора Mark I и первой атомной подводной лодки, которая недавно была заложена на стапеле – до запланированного первоначально срока. Тут-то и была сделана знаменитая фотография, на которой Риковер с Кимболлом склонились над моделью атомохода.
А на следующий день на заседание собралась «кадровая» комиссия – по выбору новых контр-адмиралов ВМС США. 19 июля результаты заседания были объявлены всем – среди 30 новоиспеченных контр-адмиралов американского флота, в том числе и четырех флотских инженеров, фамилии Риковера не значилось. Большего удара «отцу атомного флота» нанести тогда было нельзя – поскольку он закончил обучение в Военно-морской академии в 1922 году, не позднее сентября 1953 года ему надлежало покинуть службу.
Решение вызвало шок у многих руководителей, непосредственно привлеченных к реализации программы разработки корабельной АЭУ и проектирования атомной подводной лодки. Пришлось проводить специальную операцию «Спасти Риковера».
4 августа 1952 года в 60-м номере «Time» выходит статья за подписью Рэя Дика, подвергшего разгромной критике командование ВМС США за недальновидность в кадровой политике и препятствование продвижению по службе технических специалистов. Причем он особо сделал упор на том, что это «будет стоить флоту офицера, создавшего самое важное новое оружие со времен окончания Второй мировой войны». Информация дошла до республиканца Карла Т. Дархэма (Carl T. Durham), сенатора от Северной Каролины, возглавившего Объединенный комитет по атомной энергии, который оказался весьма «удивлен», что флотская комиссия прервала карьеру офицера, так много сделавшего для программы атомного кораблестроения ВМС США и которому комитет многократно выражал свою благодарность. 16 декабря 1952 года он направил министру ВМС письмо, в котором спрашивал – почему ВМС собрались увольнять офицера, которому будут принадлежать все лавры в день, когда на воду спустят первую американскую атомную подлодку? «Вероятно, флот располагает офицером, который сможет заменить его и продолжить работу с такой же эффективность, - вопрошал в письме сенатор Дархэм. – Если так, то я его не знаю».
В течение следующих месяцев за адмиральские звезды Риковера развернулась настоящая битва, включая даже слушания в Конгрессе. 22 января 1953 года республиканец Сидни Йейтс (Sydney Yates) выступил по данному вопросу в палате представителей, а затем изложил свое мнение на страницах «Записок конгресса» (Congressional Records), подчеркнув, что в век атома чиновники ВМС просто не имеют права в одиночку решать судьбу отличного специалиста и тем более – руководителя важной для будущего американского флота, да и всех ВС США программы. В заключение Йейтс отметил: то обстоятельство, что командование ВМС США в один день награждает Риковера, а на следующий день – он фактически отправлен комиссией в отставку, требует тщательного разбора на заседании сенатского Комитета по делам Вооруженных сил. Чуть позже, 12 февраля, Йейтс выступил на парламентском заседании, заявив: программы закупок и снабжения ВМС осуществляются из рук вон плохо, а кадровая политика проводится еще хуже, благодаря чему «адмиралы отправляют в отставку военно-морского офицера, который, по сути дела, является лучшим в ВМС специалистом по вопросам атомной энергии». А затем он и вовсе предложил реформировать систему присвоения высших офицерских званий.
13 февраля 1953 года в «Вашингтон Пост» (Washington Post) выходит статья «Отказ в продвижении Риковера подвергнут сомнению» («Refusal to Promote Rickover Assailed»), в «Вашингтон Таймс - Геральд» (Washington Times – Herald) – статья «Йейтс вновь обвиняет Флот в деле с кэптеном Риковером» («Yates Blasts Navy Again on Capt. Rickover»), в «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) – статья «Флотские правила – причина отказа в продвижении» (Navy Rules Scored in High Promotions), в «Бостон Геральд» (Boston Herald) – статья «Принудительное увольнение эксперта по атомным подводным лодкам называют «шокирующим»» («Forced Retirement of Expert on Atomic Subs Held ‘Shocking’»), и, наконец, в «Дейли Уорлд» (Daily World) из Тулсы, в Оклахоме, вышла статья «Увольнение военно-морского эксперта вызвало обвинения в «растрате»» («Naval Scientist’s Retirement Brings Charges of ‘Waste’»). Все они привели слова Йейтса о слишком высокой секретности процесса выбора кандидатов для включения в адмиральскую когорту: «Только один Бог и девять адмиралов знают – почему Риковер не получил продвижения по службе». В общем, «задробив» Риковера, командование ВМС «само возвело себя на эшафот».
В итоге сторонникам Риковера удалось сначала добиться отсрочки с его увольнением на год, а затем – проведения очередной «адмиральской» комиссии. Собравшаяся в июле 1953 года комиссия состояла из шести офицеров плавсостава и штабов и трех инженеров. Последние должны были выбрать для выдвижения в контр-адмиралы трех офицеров-инженеров, причем один из них, как предписывало указание министра ВМС США, должен был являться специалистом по атомной энергетике. Кажется невероятным, но флотские инженеры не поддержали своего коллегу и не выбрали Риковера! И тогда шести остальным офицерам пришлось – во избежание очередного вынесения «дела Риковера» на слушания в конгресс – самим единогласно проголосовать за кандидатуру кэптена Хаймана Риковера.
24 июля 1953 года министерство ВМС США объявило об очередном выдвижении офицеров на адмиральские должности – первым в списке кэптенов, которым присвоили контр-адмиральский чин, было имя Хаймана Джорджа Риковера. Тем временем в Гротоне уже полным ходом шли работы по первой в мире подводной лодке, двигать которую должна была энергия покоренного человеком атома.

АПЛ «Хайман Риковер» (SSN-709). Фото ВМС США.

Решение принято.
Официально решение о постройке первой АПЛ начальник морских операций, по нашей терминологии командующий, ВМС США адмирал флота Честер У. Нимиц принял 5 декабря 1947 года, за 10 дней до выход в отставку, а министр ВМС Джон Салливан, со своей стороны, 8 декабря утвердил его, определив Управление кораблестроения ответственным и за работы по этому направлению, и за сотрудничество с Комиссией по атомной энергии. Оставалось выбрать верфь для постройки головного атомохода.
6 декабря 1949 года Хайман Риковер провел переговоры с генеральным управляющим частной судоверфи «Электрик Боут» О. Помероем Робинсоном (O. Pomeroi Robinson), который с удовольствием согласился взять подряд на постройку атомохода – в войну предприятие через каждые две недели спускало на воду по субмарине, но теперь сидело почти без работы. Через месяц, 12 января 1950 года, Риковер вместе с Джеймсом Данфордом и Луисом Роддисом, входившими еще в «группу Риковера» во время работы в Оак-Ридже, а также генеральным управляющим Беттисской лаборатории Чарльзом Х. Уивером прибыли на Военно-морскую верфь в Портсмуте, чтобы изучить возможность привлечения ее к программе постройки АПЛ. Начальник верфи – кэптен Ральф Э. Мак-Шейн – был готов подключиться к проекту, но один из присутствовавших на совещании офицеров завода высказался против – дескать, они слишком загружены подрядами по модернизации дизель-электрических подлодок. Мак-Шейн согласился с подчиненным и отказался от предложения Риковера, который тут же – перегнувшись через стол – взял телефон и позвонил Робинсону, спросив – не возьмется ли «Электрик Боут» за контракт на вторую АПЛ. Робинсон, не раздумывая, согласился.
Сам же «Наутилус» был включен в кораблестроительную программу ВМС США на 1952 год – под номером четыре из 26 числившихся в ней кораблей. После одобрения Конгрессом президент Трумэн утвердил ее 8 августа 1950 года. Месяцем ранее, 1 июля 1950 года, Комиссия по атомной энергии выдала компании «Вестингауз» контракт на проектирование и постройку прототипа ядерного реактора с водой под давлением, который получил обозначение «лодочный тепловой реактор Mark I» (Submarine Thermal Reactor Mark I или STR Mark I). Впоследствии, после утверждения единой классификации ЯР и АЭУ ВМС США, данный реактор получил обозначение S1W, где «S» - «submarine», то есть ЯР для подводной лодки, «1» - активная зона первого поколения, разработанная данным подрядчиком, а «W» - это обозначение того самого подрядчика, то есть компании «Вестингауз» (Westinghouse).
Сооружение реактора надлежало выполнить на территории принадлежащего указанной комиссии Государственного центра по испытанию ядерных реакторов, расположенного в штате Айдахо между городами Арко и Айдахо Фоллс (сегодня это Национальная (инженерная) лаборатория Айдахо), а его важной особенностью должно было стать максимальное приближение к массо-габаритным характеристикам реактора АЭУ подводной лодки. Фактически в Айдахо строился наземный макет такой энергоустановки в составе собственно реактора и паропроизводительной установки, а паротурбинная установка была представлена упрощенно – сила получаемого при помощи ядерной энергии пара приводила во вращение гребной вал, упиравшийся в специальную насадку – гребного винта не было, а на конце вала был установлен водяной тормоз. Причем вся эта конструкция строилась внутри имитировавшего реакторный отсек АПЛ «Наутилус» стенда – металлического цилиндра диаметром около 9 метров, окруженного бассейном с водой (через последние осуществлялся и отвод избыточного тепла от реакторной установки). Изготовление «корпуса» Риковер вначале хотел поручить Портсмутской Военно-морской верфи, но, не сойдясь с ее руководством по ряду вопросов, перенес заказ на «Электрик Боут».

Кэптен Хайман Риковер и министр ВМС Дэн Кимболл изучают принципиальную модель субмарины с атомной энергоустановкой. Фото ВМС США.

Трумэн закладывает атомоход.
В августе 1951 года командование ВМС США официально объявило о том, что готово подписать с промышленностью контракт на постройку первой атомной подводной лодки. Узнав о решении адмиралов строить первую атомную субмарину, молодой корреспондент журналов «Time» и «Life» Клэй Блэр решил подготовить на эту тему материал. 25-летний журналист в годы войны служил матросом на подлодке и участвовал в двух боевых походах. Блэра увлекла идея субмарины, движущейся на атомной энергии, но еще больше его впечатлила сама личность руководителя программы – Риковера.
Материал Блэра вышел в журналах 3 сентября 1951 года. «Life» проиллюстрировал свою статью фотографией Риковера в цивильном костюме, видом «Электрик Боут» с высоты птичьего полета и, самое главное, рисунком, на котором была изображена первая в мире атомная подводная лодка – естественно, что это была фантазия художника на основе показанной ему модели субмарины. Блэр, «проследивший» в своем репортаже за кэптеном Риковером от вашингтонской станции «Юнион Стэйшн» до верфи в Гротоне, с удивлением отмечал, что Риковер был крайне негативно настроен по отношению к военно-морским офицерам, которые, как считал «отец атомного флота», в те годы больше «переводили дух после завершившейся войны, чем готовились к войне новой». Риковер объявил «войну флотскому безразличию», писал журналист.
Наконец, 20 августа 1951 года ВМС США подписали с «Электрик Боут» контракт на постройку АПЛ, которой присвоили имя «Наутилус». Фактическая стоимость постройки корабля в ценах того года составила 37 млн долл.
9 февраля 1952 года кэптен Риковер по вызову президента Трумэна, внимательно следившего за ходом атомной программы флота, прибыл в Белый Дом, где ему и остальным руководителям программы предстояло провести брифинг для президента. Риковер принес с собой в белый дом модель атомной подводной лодки и небольшой кусочек циркония. «Человек, который отдал приказ подвергнуть атомной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки, теперь должен был лично убедиться – ядерная энергия может еще и приводить в действие машины», - писал в своей книге «Риковер: Битва за превосходство» Фрэнсис Данкан.
В целом Трумэн был доволен работой Риковера и других специалистов, а сам Риковер решил, что Трумэн должен обязательно выступить на церемонии закладки «Наутилуса». Не имея прямого доступа к президенту, Риковер попросил уговорить Трумэна председателя сенатского Объединенного комитета по атомной энергии Брина Мак-Махона, что тот с успехом и сделал. Для такого события выбрали знаковый для американцев день – День флага – 14 июня 1952 года. Однако событие едва не обернулось для Риковера очередной неприятностью.
Дело в том, что за несколько дней до церемонии закладки «Наутилуса» на стапеле, на верфь «Электрик Боут» для решения последних вопросов прибыли Роберт Панофф (Robert Panoff) и Рэй Дик (Ray Dick). И тут они с непередаваемым удивлением обнаружили, что «отца атомного флота» не включили в список лиц, приглашенных на церемонию закладки первого атомохода Америки!
Панофф и Дик обратились к прикомандированным к верфи офицерам ВМС США, но те отказались заниматься данной проблемой. Тогда те пошли к руководству самой верфи – судостроители посоветовали «обратиться к командованию ВМС», но Панофф и Дик настояли на том, что раз принимающая сторона – верфь, то ее руководству и надлежит принимать решение. Наконец, 8 июня Риковер получил телеграмму, подписанную О. Помероем Робинсоном, генеральным директором «Электрик Боут», в которой кэптен и его супруга приглашались на торжественную церемонию закладки «Наутилуса» и последующий прием по данному случаю. Причем приглашение было направлено руководителю отделения атомных реакторов для флота «гражданской» Комиссии по атомной энергии, а не офицеру ВМС США, возглавляющему отдел ядерных энергетических установок Управления кораблестроения ВМС США.
Автор: Владимир Щербаков.
Продолжение:«Наутилус», покоривший океан.Часть II.

[Источники]Источники:

Источник:http://topwar.ru/.

Tags: ПРОТИВОСТОЯНИЕ., СССР vs США, ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments