navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Category:

Младший брат авианосца. Часть II.

Начало:Младший брат авианосца. Часть I.

Твердым сторонником авианосцев показал себя Н.Г. Кузнецов, возвращенный на пост главкома ВМФ в 1951 году, после почти пятилетней опалы. С 1953 года по утвержденному Кузнецовым ОТЗ ВМС на легкий авианосец ведется разработка предэскизного проекта, получившего номер 85. К концу 1954 года ЦНИИВК представил предварительный вариант. Предлагалось провести большой комплекс научно-исследовательских и опытно конструкторских работ по авиационному оборудованию и самолетам.

Предлагалось оснастить корабль угловой полетной палубой. Тактико-технические элементы: водоизмещение 28 400 т, мощность ГЭУ 144 000 л. с., скорость 32 уз; вооружение: 16 100-мм универсальных АУ, 24 57-мм АУ, 16 25-мм АУ, 40 истребителей и два вертолета, две катапульты.
С середины 1955 года в ПКБ-16 началась работа над эскизным проектом, одновременно с этим планировалось построить в ближайшие десять лет девять кораблей проекта 85. Изменение политики в отношении крупных надводных кораблей и снятие Н.Г.Кузнецова с занимаемого поста привели к полному прекращению работ по проекту 85.

Авианосец, проект 85.

И все же даже в непростые для флота и авиации хрущевские годы проектирование авианесущих кораблей не прекращалось. В 1957-1961 гг. велись работы по авианосцу ПВО проекта 1126, параллельно велось проектирование «замаскированного» авианосца ПБИА (Плавучая База Истребительной Авиации). Работы по этим кораблям были «похоронены» в начале шестидесятых, когда наилучшим средством ПВО считались зенитно-ракетные комплексы: зачем строить целый корабль с самолетами на борту, если можно обойтись ЗРК? К прекращению в начале шестидесятых годов работ по авианосцам приложил руку и тогдашний командующий ВМФ адмирал Горшков, впоследствии он в своих открытых работах клеймил эти корабли как «оружие агрессии» и т.д., и т. п., в духе незабвенного советского агитпропа. Думается, что адмирал кривил душой. Человек, сделавший советский ВМФ океанским, не мог не понимать значения авианесущих кораблей. Горшков был гораздо более опытным царедворцем, чем Николай Герасимович Кузнецов. Вряд ли в 60-х нашелся бы человек, который смог бы доказать Хрущеву необходимость постройки не то что авианосца, а хотя бы крейсера, вот Горшкову и пришлось колебаться вместе с генеральной линией партии и правительства.

Авианосец проекта 1126.

Появление в ВМС США атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту выявило необходимость пополнения нашего флота противолодочными кораблями новых типов. Подводные лодки показали себя серьезной угрозой боевым кораблям в первую мировую и начале второй мировой. К концу второй мировой развитие противолодочных средств, казалось, привело к кризису ПЛ, как средства морского боя. Надежная система конвоирования снизила потери ценных боевых кораблей до минимума. Появились специализированные противолодочные корабли, надежные средства обнаружения подлодок. В семье авианосцев появился еще один «младший брат» - эскортный авианосец, самолеты которого расширили зону ПЛО до такой степени, что успех ПЛ становился либо чисто случайным (цель буквально «напарывалась» на позицию ПЛ), либо результатом грубой ошибки эскорта или пренебрежением ПЛО вообще. Однако, АПЛ и новые оружейные системы, поступившие на их вооружение, качнули маятник в обратную сторону. Необходимо было серьезно увеличить радиус средств обнаружения и поражения лодок (причем как по удалению от корабля-цели, так и по глубине). ГАС кораблей имели небольшой радиус действия, визуальное же обнаружение лодок самолетами эскортных авианосцев становилось слишком ненадежным.
Для борьбы с подводными лодками противника было решено использовать вертолёты. С 1962 года флот начал получать сторожевые корабли типа "Комсомолец Украины" с одним вертолётом Ка-25 на борту. Но одиночное базирование не обеспечивало боевой эффективности, достаточной для решения задачи. Необходимо было групповое базирование, при котором можно организовать посменную работу вертолётов, обеспечивающих поиск ПЛ в пределах полосы значительной ширины.
Первые исследования по проекту такого корабля в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС начались в 1958 году. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ Б.Г.Чиликин. Проектирование осуществлялось в тесном сотрудничестве с ОКБ Н.И.Камова, ЦНИИВК, ЦНИИ-45, ЦКБ-53. Первоначально предполагалось переоборудовать в вертолётоносцы 7 недостроенных крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ, но позже было принято решение разрабатывать проект с "нуля". 3 декабря 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором создание корабля ПЛО дальней зоны характеризовалось как одна их приоритетных задач отечественного судостроения. Вскоре главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил оперативно-техническое задание на разработку проекта, получившего обозначение 1123. Первый вариант проекта имел водоизмещение 4500-5000 т, ангар в центральной части корабля на 8 вертолётов, взлётно-посадочную площадку в кормовой части с тремя стартовыми позициями. Проведя исследования по тактике применения поисково-ударной группы, конструкторы ЦКБ-17 пришли к выводу, что 8 вертолётов для круглосуточного поиска недостаточно и увеличили их количество до 14. Это повлекло за собой увеличение размерности корабля. При этом стандартное водоизмещение выросло до 8000 т. Полётная палуба находилась на удлинённом полуюте, а ангар - под ней. Концепция ЦКБ-17 была одобрена и новое тактико-техническое задание было утверждено 25 января 1960 года.
Разработку эскизного проекта поручили на конкурсной основе ЦКБ-17 и ЦКБ-53 (главный конструктор А.Л.Фишер). ЦКБ-17 представило 8 вариантов компоновки корабля. Победителем конкурса стал четвёртый вариант проекта, дальнейшую разработку которого и поручили ЦКБ-17. В процессе работы заказчик выдвигал новые требования и конструкторам пришлось разработать ещё 16 вариантов, обсуждение которых вылилось в серию жарких дискуссий. В результате для рабочего проектирования был выбран XXIII вариант. Основная часть работы была выполнена к маю 1962 года и в июне началась передача документации заводу-изготовителю.
Строительство головного противолодочного крейсера проекта 1123 "Москва" (заводской №701) началось 15 декабря 1962 года на Николаевском судостроительном заводе №444 им. И.И.Носенко (бывший №198 им. А.Марти). 14 января 1965 года корабль спущен на воду, 27 января зачислен в списки кораблей ВМФ. В марте 1965 года началось формирование экипажа. 16 апреля 1967 года на корабле торжественно поднят Военно-морской флаг СССР. Ходовые и государственные испытания прошли с 21 апреля по 3 ноября. 10 января 1968 года корабль был включён в состав 21 бригады противолодочных кораблей КЧФ (первоначально предполагалось включить его в состав КСФ).

Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора со шпацией 500 мм. Взлётно-посадочная площадка с 4 стартовыми позициями размещалась в кормовой части (наиболее защищённой от заливания волнами). Все комплексы вооружения размещались в носовой части. В центре располагалась многоярусная надстройка, совмещённая с дымовой трубой и башнеподобной мачтой. Надстройка выполнялась из алюминиево-магниевых сплавов. Непотопляемость обеспечивали 16 главных водонепроницаемых переборок, доходивших до ангарной палубы. По всей длине корпуса имелось двойное дно, переходившее в двойной борт. Энергетическая установка состояла из 2 ГТЗА ТВ-12 и 4 паровых. В целях снижения гидроакустического поля в фундаментах главных и вспомогательных механизмов широко применялись амортизаторы (впервые на крупном корабле). Для защиты от неконтактных магнитных мин и торпед установлено размагничивающее устройство из 4 обмоток. На борту корабля размещалось 14 вертолётов Ка-25 (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25Ц и 1 Ка-25ПС; из них 12 в большом ангаре под полётной палубой и 2 в малом на верхней палубе). На полётную палубу вертолёты поднимались при помощи 2 подъёмников. Вооружение корабля состояло из 2 спаренных пусковых установок ЗРК "Шторм" (48 ракет), одной установки противолодочного ракетного комплекса "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2 двухствольных 57-мм артиллерийских установок, 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (144 глубинные бомбы РГБ-60). Первоначально были установлены также 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата (демонтированы в 1976 году). В состав радиотехнического оборудования входили: опускаемая ГАС "Орион", буксируемая ГАС "Вега", ГАС "Хоста" для связи со своими лодками, трёхкоординатная РЛС дальнего действия "Восход", резервная РЛС "Ангара-А", телевизионная система "Кузнечик", визир ночного видения "Агат". Вся информация от радиолокационных, гидроакустических и оптических средств поступала в боевую информационно-управляющую систему "Корень-1123" (впервые в отечественном флоте). Также впервые установлен полный комплект средств РЭБ. Для ремонта радиоэлектронного оборудования имелась мастерская КРМ-1123.

Крейсера проекта 1123 явились принципиально новыми кораблями отечественного флота во всех отношениях - по конструкции, составу ракетного и радиоэлектронного вооружения, тактике применения. Они предназначались для поиска и уничтожения быстроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО (во время походов на борту крейсера базировалась одна эскадрилья 78 оплвп). Корабли обладали мощными радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения, современными ракетными комплексами, самыми совершенными в мире средствами радиоэлектронной борьбы и высоким уровнем автоматизации. По поисковой производительности крейсера пр.1123 в несколько раз превосходили БПК пр.61. К недостаткам можно отнести недостаточную мореходность, тесноту помещений, пожароопасность из-за широкого применения в конструкции алюминиево-магниевых сплавов и ненадёжной системы пожаротушения "Карат-М", слабое зенитное вооружение.

Противолодочный крейсер "Москва".

ТТД:
Водоизмещение: 15 280 т.
Размеры: длина - 189,1 м, ширина по ватерлинии 25,9 м, ширина по взлётной палубе - 34 м, осадка 7,7 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 14900 миль при 13,5 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 4 котла на нефтяном отоплении, 2 винта, 2х45000 л.с.
Вооружение:
авиационное: 14 вертолетов Ка-25; 4 вертолётных ВПП; 2 подъёмника.
противолодочное: 1х2 ПУ ПЛРК "Вихрь" (8 ракето-торпед), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2х12 РБУ-6000 (144 РГБ-60)
зенитное: 2х2 ПУ ЗРК "Шторм" (48 ракет).
артиллерийское: 2х2 57мм орудия (ЗИФ-72)
Экипаж: 850 чел.


Крейсер 11 раз выходил в Средиземное море на боевую службу, дважды выходил в Атлантический океан. Он участвовал в крупных учениях "Весна" (1969), "Броня" (1969), "Океан" (1970). 8-13 апреля 1970 года и 26-29 апреля 1973 года крейсер нанёс визиты в Александрию (Египет), 5-10 июня 1974 года и 12-19 апреля 1982 года - в Риеку (Югославия), 8-13 апреля 1978 года - в Алжир, 27 сентября - 5 октября 1979 года - в Дубровник (Югославия), 12-18 июня 1982 года - в Луанду (Ангола), 25 июня - 2 июля 1982 года - в Лагос (Нигерия), 10-11 августа 1991 года - в Варну (Болгария), 20-25 ноября 1991 года - в Тартус (Сирия). 18 ноября 1972 года на палубу ПКР "Москва" впервые совершил посадку самолёт вертикального взлёта Як-36М (лётчик-испытатель М.А.Дексбах).
В марте 1974 года ПКР "Москва", находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта.
С 1976 года крейсер входил в состав 11 бригады 30 дивизии КЧФ. В 1982-1989 годах корабль проходил ремонт на "Севморзаводе".
Последний выход в море состоялся 26 мая 1993 года. 27 апреля 1994 года крейсер выведен в резерв 2 категории. 22 июня 1995 года переименован в "ПКР бортовой №108" (имя "Москва" получил ракетный крейсер "Слава" пр.1164). 7 ноября 1996 года торжественно спущен Военно-морской флаг.
27 мая 1997 года корабль на буксире вышел из Севастополя в Индию для разделки на металл.

Вторым кораблем серии был ПКР «Ленинград». В самом кратком изложении его биография выглядит так:
 В 1969 г. принят на вооружение в Черноморский Флот.
 За годы службы многократно принимал участие в учениях и походах в Средиземное море, Атлантику, Балтийское море. Посетил много зарубежных стран.
 В марте 1972 г. участвовал в спасательной операции при аварии атомной подводной лодки К-19 в Северной Атлантике.
 В 1974 года по просьбе египетского правительства участвовал в разминировании акватории Суэцкого канала.
 В 1977-1978 гг. прошел средний ремонт.
 В 1984 года участвовал в разминировании акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии.
 В 1985-1987 гг. прошел ремонт.
 В 1990 г. совершил последний поход в Средиземное море.
 В 1991 г. из-за проблем с финансированием исключен из состава флота.
 В 1992 г. разукомплектован.
 В 1995 г. продан на слом в Индию.


История ПКР «Москва» знает немало интересных, иногда трагических, иногда даже комических случаев.
В июле 1967 года во время парных ночных полетов на качке, упал в воду за кормой "Москвы" летевший первым вертолет Ка-25. Это случилось за один день до завершения заводского этапа испытаний комплекса авиационного вооружения корабля. Летчик Игорь Николаевич Евдокимов спасся, а штурман Иван Ефимович Михайлов погиб. Второй вертолет, ведомый летчиком Е.И.Ларюшиным, благополучно совершил посадку на полетную палубу. Испытания прервали. Причиной катастрофы установили нарушение контровки в механизме колонки несущих винтов вертолета. По программе заводских ходовых испытаний, кроме этих полетов не успели выполнить лишь полеты четверки вертолетов ночью на ходу и на качке. В августе 1967 года в Москве в Главном штабе ВВС собрали совещание, чтобы решить - что делать дальше. От Черноморского завода и Министерства судостроительной промышленности в совещании принимал участие ответственный сдатчик ЧСЗ по авиационному вооружению "Москвы" А.И.Середин. Он вспоминает.
"Над программой создания вертолета Ка-25 нависла угроза закрытия. Представители ВВС считали, что камовская схема очень сложная, указывали на большое количество отказов при создании всех типов соосных вертолетов и высказывали недоверие фирме Камова в ее возможностях реализовать эту схему. В то время фирма Миля гремела на весь мир, его вертолетами ставились один за другим мировые рекорды. На совещании было подготовлено решение о доработке для морского базирования на ПКР пр.1123 "Москва" одной из моделей милевских вертолетов. Это был драматический момент в истории ОКБ Камова. Но перед подписанием уже готового решения 6-го августа 1967 года при тушении лесного пожара во Франции потерпел катастрофу вертолет Ми-6, пилотируемый известным летчиком-испытателем Ю.А.Гарнаевым. Погибло семь членов экипажа и два французских специалиста. У фирмы Миля возникла масса проблем. После этого представитель милевской фирмы на совещании сообщил: "Михаил Леонтьевич Миль просил всем передать, что у него достаточно дел на земле, а морем пусть занимается Камов".
Тогда быстро приняли график доработки вертолетов Ка-25, а в проект решения записали фразу "сдачу ПКР "Москва" с окончанием испытаний его авиационного вооружения не связывать". Проект решения подписали МАП, ВВС и ВМФ. Однако прибывший в Москву директор Черноморского завода А.Б.Ганькевич с таким решением не согласился. Он твердо сказал: "Москва" должна сдаваться с вертолетом". МСП решение подписало, исключив компромиссную фразу. Корабль продолжил программу госиспытаний по другим частям, а испытания комплекса авиационного вооружения прервали почти на месяц. После выполнения доработок, испытания вертолета завершили по корабельным программам вместе с "Москвой".
За время испытаний вертолетов Ка-25 на ПКР "Москва", летом и осенью 1967 года, было выполнено около 100 полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на "стопе" и на ходу, на качке при спецификационных крене и дифференте корабля, при различных скоростях воздушных потоков над полетной палубой.
Время показало, что камовцы сумели создать надежный вертолет. 19 сентября 1968 года ПКР "Москва" вышел для несения первой боевой службы в Средиземном море. В течение 48-ми суток было 39 ходовых дней. В обстановке постоянного контакта с кораблями и авиацией НАТО, при волнении моря до 6-ти баллов, было совершено 497 вылетов вертолетов. В сутки обследовалось до 2000 квадратных миль моря с хорошими результатами по поиску, обнаружению и длительному слежению за атомными и дизельными подводными лодками. Пройдено 10500 миль, и по нормам ВМФ и ВВС на этой боевой службе было выработано 70-80% годового ресурса, что подтвердило надежность вооружения и технических средств корабля и вертолетов. Создание ПКР "Москва" и вертолета Ка-25 было отмечено в 1971 году Государственными премиями СССР. В числе лауреатов был и главный конструктор вертолета Н.И.Камов.
3 января 1970 года вертолетоносец ПКР "Москва" вышел в Средиземное море и Северную Атлантику для проведения мореходных испытаний и участия в учениях "Океан 70". Испытания походили на научные исследования с тщательным соблюдением всех условий эксперимента - замером высоты волн, различных курсовых углов по отношению к бегу волн и на различных скоростях хода. Съемку всего происходящего вела кино-фото группа, размещенная на БПК "Решительный".
В том походе в полной мере проявил себя конструктивный недостаток вертолетоносца ПКР "Москва" - корабль на сильном волнении зарывался носом в волну. В первые же дни испытаний в Средиземном море при движении полным ходом против пятибалльной волны с фундамента была сорвана носовая реактивная бомбометная установка - РБУ-6000 № 1. Напор воды был настолько сильным, что стальная фундаментная плита толщиной 18 мм была сорвана с болтов. Установка чудом не вылетела за борт. Вода поступала в погреб РБУ, заливая устройство подачи боезапаса КАУ-37 и размещенные в нем реактивные глубинные бомбы РГБ-60. Фундамент РБУ № 2 ПКР "Москва" тоже был деформирован и установка отклонилась от вертикального положения на угол 15°.
Ответственным сдатчиком от ЧСЗ на этих испытаниях был А.И.Середин. Он вспоминает, что когда председатель Госкомиссии доложил главкому о случившемся, тот ответил лаконично: "Вам поручено испытать корабль, а не ломать его. Впредь будьте осмотрительнее". Находившийся на борту противолодочного крейсера Москва монтажник цеха № 34 ЧСЗ Анатолий Белан с помощью личного состава крейсера в сложных условиях установил РБУ на место для возможности продолжения испытаний корабля.
Далее, корабль вышел в Атлантический океан. В поисках штормовой погоды поднимались до 56° северной широты. В условиях шестибалльного шторма были проверены без замечаний работа успокоителей качки, гидроакустической станции "Орион", выполнены стрельбы 57-мм артустановками. Ходовой мостик вертолетоносца ПКР Москва, возвышающийся над ватерлинией на 23 метра, находился в сплошном потоке воды, максимальный крен корабля при выключенных успокоителях качки достигал 29°. Успокоители понижали амплитуду качки вдвое. Выявилось, что на определенных курсовых углах вода через воздухозаборники попадает в топки котлов. После мореходных испытаний были даны рекомендации по использованию оружия корабля в штормовых условиях и внедрению конструктивных мероприятий, улучшающих его мореходные качества.
Соединение наших кораблей на этих испытаниях почти непрерывно сопровождал американский эсминец "Уоррингтон". Командир вертолетоносца ПКР "Москва", капитан 1-го ранга Б.С.Романов вспоминает, что на переходе иностранные корабли занимали свое место в ордере и удерживали его всегда очень точно. Несколько раз "Уоррингтон" покидал дежурство и уходил на отдых в Лиссабон, а ему на смену приходили другие - английские, французские и американские корабли. Прощаясь, командир "Уоррингтона" передал на противолодочный крейсер "Москва": "До свиданья, с вами было приятно плавать".
18 НОЯБРЯ 1972 г. на Феодосийском рейде произошло знаменательное событие в истории ВМФ СССР. Впервые на корабль сел самолет с вертикальным взлетом, пилотируемый летчиком-испытателем Михаилом Александровичем Дексбахом, впоследствии заслуженным летчиком СССР, Героем Советского Союза. Все ликовали от восторга. Командир крейсера распорядился, чтобы на фюзеляже самолета ЯК-36 с обоих бортов за ночь нарисовали Военно-морские флаги, что и было сделано. А утром эту затею одобрили все. С тех пор вся корабельная авиация на своих фюзеляжах носит Военно-морской флаг.



Посадка Як-36 на ПКР «Москва».

Так как это было большим событием для флота и открывало путь дальнейшему строительству следующего поколения авианесущих кораблей, то все испытания проходили в строгом секрете, что оказалось секретом полишинеля. Самолет зачехляли, маскировали. Однако вскоре в журнале "Авиация и космонавтика" появилась статья об этом событии.
ТАК КАК ПКР "Москва" был первенцем авианесущих кораблей СССР, то к нему было приковано внимание всех военачальников. Корабль стремились посетить буквально все, в том числе и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Виктор Георгиевич Куликов, отдыхавший в Крыму.
Незадолго до этого Куликову было присвоено звание генерала армии. По уставу тогда к ним было положено, как и к другим генералам, обращаться "Товарищ генерал!", а не "Товарищ генерал армии!". Конечно, были исключения. К С.Г. Горшкову никто не обращался "Товарищ Адмирал Флота Советского Союза!". Он такое обращение не любил. Нужно было обращаться: "Товарищ Главнокомандующий".
При встрече на трапе была подана команда: "Смирно!". Командир крейсера отдал рапорт: "Товарищ генерал! Командир корабля капитан 2 ранга Довбня!". Куликов как-то недружелюбно посмотрел на него, но ничего не сказал. На полетной палубе, где был выстроен экипаж, старший помощник также доложил: "Товарищ генерал! Личный состав противолодочного крейсера "Москва" для встречи построен!".
Куликов обошел строй и поздоровался с личным составом. В ответ он опять услышал дружное, громкое и четкое: "Здравия желаем, товарищ генерал!". Куликов поморщился, как от зубной боли, но особого гнева не проявил. Однако было видно, что он чем-то недоволен.
Затем был сделан доклад по тактико-техническим данным корабля, ходу боевой подготовки, условиям жизни на корабле и многим другим вопросам. При обходе корабля его встречали все тем же обращением – "товарищ генерал".
Вдруг он стал интересоваться, где на корабле находится Ленинская комната (каюта). Оказалось, что он хочет посмотреть стенд "Высшее командование Вооруженных Сил СССР". Такой стенд обязательно имелся во всех частях и на кораблях. Когда его подвели к стенду, он увидел, что у него на погонах подрисована четвертая звезда (соответствовало только что полученному званию). Он немного успокоился, но спросил: "Почему вы поместили Главнокомандующего ВМФ перед Главнокомандующим Сухопутными войсками?". Начальник политического отдела дивизии капитан 1 ранга Сергей Сергеевич Рыбак ответил, что это наш Главнокомандующий, вот и помещен впереди. На это Куликов сказал, что он хотел бы посмотреть, как бы выглядел наш Главком, если бы встал на трибуне Мавзолея впереди Главкома Сухопутных войск.
Обедать на корабле Куликов не стал. Прощаясь на торпедной палубе перед посадкой в катер, мы вручили ему макет корабля, бескозырку и тельняшку. Он сказал адъютанту: "Возьми, внуку будет подарок".
На следующий день прибывший командир бригады капитан 1 ранга Ф.Т. Старожилов поинтересовался у командира корабля, чем тот провинился перед Куликовым, чем ему не понравился? Оказывается, генерал армии имел погоны капитана 1 ранга, чтобы вручить их досрочно. Не срослось. Все зависело от одного слова "армия". Рапортовали бы не по уставу "Товарищ генерал армии", а не "Товарищ генерал", и высокий начальник остался бы доволен.
Зато этот случай стал одним из поводов для изменения уставов Вооруженных Сил. С тех пор по откорректированному уставу стали обращаться по званиям не просто "генерал" или "адмирал", а "генерал-майор", "контр-адмирал" и уж, конечно, "генерал армии". Вот так и крейсер "Москва" внес свой вклад в уставы и жизнь высшего командного состава Вооруженных Сил Советского Союза.
В МАРТЕ 1973 г. корабль под флагом командующего флотом адмирала B.C. Сысоева вышел на боевую службу. В Средиземном море у острова Китира командующий флотом объявил благодарность экипажу корабля за высокую выучку, проявленную во время плавания, и перешел на крейсер "Адмирал Ушаков" для следования с визитом в Сирию. А крейсер "Москва" зашел в порт Александрия, где принял участие в обороне порта. Все дни стоянки в порту корабль был готов к отражению налетов авиации и подводных диверсантов.
Затем, приняв на борт штаб 5-й эскадры ВМФ, крейсер вышел из порта и взял курс на Тирренское море, где должен был принять участие в поисковой операции как флагман 5-й эскадры ВМФ.
С этой ответственной задачей экипаж корабля справился успешно. Атомную подводную лодку США обнаружили главным противолодочным комплексом – вертолетами. Как ни умудрялась атомная ПЛ уйти от слежения, применяя различные средства противодействия, резкое маневрирование, ей это не удалось. Крейсер настойчиво и надежно держал с ней контакт до тех пор, пока лодка не ушла в территориальные воды. В общей сложности контакт держали 16 ч. 40 мин. Это было рекордное время поддержания контакта с атомной подводной лодкой для того времени.
С окончанием поисковой операции кораблю поставили новую задачу – прибыть в главную базу Севастополь и продемонстрировать Министру обороны СССР Маршалу Советского Союза А.А. Гречко взлет и посадку самолета с вертикальным взлетом ЯК-36. Крейсер успешно совершил переход из Средиземного моря в главную базу.
ВСТАЛ ВОПРОС, где осуществить этот показ. Главнокомандующим ВМФ было принято решение: показ осуществить в Донузлаве на фоне форсирования силами морской пехоты водной преграды этого озера. Трудность заключалась в том, что корабли такого класса в Донузлав еще не заходили. Опять перед экипажем крейсера поставили задачу: быть первооткрывателями по заходу в бухту Донузлав. И крейсер успешно выполняет и эту задачу без замечаний. Надо отдать должное Гидрографической службе ЧФ, которая обеспечила безаварийный переход, выдав на корабль планшеты озера на жесткой основе. Но случилось так, что Министр обороны принял решение — смотр провести не в Донузлаве, а на Севастопольском рейде.
Корабль прибыл на рейд Севастополя в район Бельбека. На борту находились Министр обороны А.А. Гречко, Главком ВМФ С.Г. Горшков, первый заместитель Главкома ВМФ адмирал флота В.А. Касатонов, маршал авиации П.С. Кутахов и много других военачальников. Самолет ЯК-36 был посажен раньше и находился на полетной палубе. Все заняли места для смотра. Запустили двигатели самолета, но взлет не состоялся из-за потери связи пилота с руководителем полетов. Корабль полным ходом возвратился в базу. Так и не удался показ.
В целом проект оказался удачен, но не для океана! Не случайно, первоначально запланированные для СФ оба ПКР оказались на Черном море. В Черном и Средиземном морях корабли свои задачи выполняли, но для БОЛЬШОГО ФЛОТА они явно не годились. Прослужив около 25 лет (что, в общем-то не очень много для авианосца)., оба корабля были выведены в резерв, разукомплектованы и проданы в Индию. На иголки, как говорят моряки. Правда, в этом не их вина. Просто очередной вираж истории страны привел к резкому сокращению финансирования флота. Не в первый раз, но с такими же трагическими последствиями. Флот начал умирать…




Но вернемся назад, ко времени появления ПКР.
Продолжение:Младший брат авианосца. Часть III.

Автор:Игорь Андреев.
[Источники]Источники:
http://maxpark.com/community/14
Источник:http://maxpark.com/account.



В шторм.
Tags: АВИА., ПРОТИВОСТОЯНИЕ., РОССИЯ., СССР vs США, СССР., ФЛОТ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments