navy_chf (navy_chf) wrote,
navy_chf
navy_chf

Рейд тяжелых крейсеров Императорского флота Японии.«Тревога! Неизвестные корабли входят в гавань!»


Когда речь идёт о поражениях и неудачах американского флота во Второй мировой войне, на ум сразу же приходит Пёрл-Харбор. Но пёрл-харборская трагедия стала результатом коварного нападения до объявления войны и достигнутого противником превосходства в силах. Можно смело сказать, что наиболее горьким и обидным для американских моряков стало катастрофическое поражение в морском сражении у острова Саво, известное как «самое жестокое надирание задницы, с которым ВМС США имели несчастье столкнуться в прямом бою».

«Сторожевая башня».

Тяжёлое поражение японского флота в бою у острова Мидуэй в июне 1942 года позволило военно-морским силам США перехватить инициативу и перейти в контрнаступление. Целью удара союзников стал Гуадалканал – самый южный из Соломоновых островов. Строившийся на острове японский аэродром потенциально мог нести серьёзную угрозу морским коммуникациям между США и Австралией. При этом японский гарнизон Гуадалканала расценивался как достаточно слабый, что давало шансы на успех.
В июне-июле Комитет начальников штабов США спланировал операцию «Watchtower» («Сторожевая башня»). Она должна была проводиться на границе двух операционных зон, которыми командовали генерал Макартур и адмирал Нимиц. С учётом ключевой роли морского компонента ответственным за операцию стал главнокомандующий Тихоокеанским флотом Нимиц, который делегировал полномочия командующему силами Южной части Тихого океана вице-адмиралу Роберту Гормли (штаб в Нумеа на острове Новая Каледония). Гормли занимался преимущественно организационно-административными вопросами, почти не вмешиваясь в происходящее на море.
Для прикрытия морского десанта на Гуадалканал предназначались большие морские силы со сложной организацией. Вице-адмирал Фрэнк Флетчер возглавлял ударное авианосное оперативное соединение 61, в состав которого входили:
тяжёлые авианосцы «Saratoga», «Enterprise» и «Wasp» (99 истребителей F4F Wildcat, 102 пикирующих бомбардировщика SBD Dauntless, 39 торпедоносцев TBF Avenger);
новый быстроходный линкор «North Carolina»;
5 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер;
14 эсминцев;
5 танкеров.
Соединение Флетчера изначально рассматривалось как дальнее прикрытие десанта. Его командир ещё на стадии планирования заявил, что собирается находиться у Гуадалканала не более двух дней, после чего уведет свои корабли. Адмирал Гормли против этого не возражал.

Тяжёлый крейсер «Australia» типа «Kent» (систершип «Canberra»).

Непосредственно высадку на Гуадалканал обеспечивало оперативное соединение 62 контр-адмирала Ричмонда Тёрнера. Ударными силами, осуществлявшими ближнее прикрытие десанта, командовал британский контр-адмирал Виктор Кратчли, служивший в рядах ВМФ Австралии и имевший в своём распоряжении следующие корабли:
тяжёлые крейсеры «Australia» и «Canberra» (оба – австралийские), «Chicago», «Vincennes», «Quincy» и «Astoria»;
лёгкие крейсеры «Hobart» (австралийский) и «San Juan»;
18 эсминцев (все – американские).
На двух десятках транспортов находились военнослужащие 1-й дивизии морской пехоты США под командованием генерал-майора Александра Вандергрифта, которые должны были высадиться на Гуадалканале и близлежащем островке Тулаги.
В подчинении морских сил Южной части Тихого океана находились (на разных береговых базах) около 330 самолётов различных моделей из состава новозеландских ВВС, американских ВВС армии, флота и Корпуса морской пехоты. Кроме того, в обеспечении операции «Watchtower» косвенно принимали участие самолёты австралийских и американских армейских ВВС, базировавшиеся в континентальной Австралии и на Новой Гвинее.
На рассвете 7 августа крейсеры адмирала Кратчли начали обстрел японских позиций, а самолёты адмирала Флетчера нанесли воздушный удар по врагу. Затем началась высадка морской пехоты. Японский гарнизон на Гуадалканале состоял из военных строителей, которые не приняли бой и рассеялись в джунглях. К вечеру морпехи контролировали недостроенный аэродром и периметр вокруг него. На островке Тулаги к северу от Гуадалканала японцы оказывали сильное сопротивление на протяжении всего дня 7 августа – гарнизон погиб почти в полном составе, забрав жизни приблизительно сотни американцев.

Тяжёлый крейсер «Vincennes» обстреливает Гуадалканал на рассвете 7 августа 1942 года.

Ответный удар японцев.

К моменту появления американцев у Гуадалканала японские морские и воздушные силы на Соломоновых островах выглядели довольно слабыми. В Рабауле на острове Новая Британия (главной базе в регионе) находилась 25-я воздушная флотилия ВМС (командир – контр-адмирал Садаёси Ямада): около полусотни бомбардировщиков, два десятка истребителей и десяток тяжёлых летающих лодок. Там же базировался 8-й флот вице-адмирала Гунити Микавы:
тяжёлые крейсеры «Chokai», «Aoba», «Kinugasa», «Kako» и «Furutaka»;
лёгкие крейсеры «Tenryu» и «Yubari»;
4 эсминца.
Получив достоверную информацию о появлении американцев на Гуадалканале, оба японских командира действовали незамедлительно. Адмирал Ямада утром 7 августа поднял в воздух бомбардировщики, которые с 13 до 15 часов двумя волнами атаковали корабли сил вторжения – впрочем, японцам удалось лишь повредить бомбой эсминец «Mugford». Решающую роль в отражении атак сыграли истребители с американских авианосцев, японцы признали потерю 14 бомбардировщиков и 2 истребителей.
8 августа около полудня японские бомбардировщики и торпедоносцы атаковали повторно. Их потери оказались чрезвычайно тяжёлыми (не менее двух десятков машин), но результат – более существенным. Эсминец «Jarvis» был тяжело повреждён попаданием авиаторпеды (на следующий день японские летчики потопили искалеченный корабль). В транспорт «George F. Elliott» врезался сбитый японский торпедоносец, пожар на судне быстро стал неконтролируемым, и команда покинула его (позднее транспорт был добит американским эсминцем). Американцы в боях 7–8 августа потеряли два десятка палубных самолетов.

Японские торпедоносцы G4M у Гуадалканала, 8 августа 1942 года.

Адмирал Микава также не терял времени даром. 7 августа он попытался оперативно перебросить на Гуадалканал 500 морских пехотинцев двумя транспортами, но, узнав о морских силах противника, около полудня 8 августа приказал судам возвращаться в Рабаул. Вечером того же дня у мыса Сент-Джордж (южная оконечность острова Новая Ирландия) американская подлодка S-38 двумя торпедами потопила транспорт «Meyo Maru», на котором погибли 342 солдата и 31 моряк.
Сам Микава с утра 7 августа готовил к боевому походу крупные корабли. К вечеру он собрал в проливе Сент-Джордж между Новой Британией и Новой Ирландией все свои тяжёлые и лёгкие крейсеры в сопровождении одного-единственного эсминца «Yunagi». Командующий держал флаг на самом мощном и современном корабле соединения – тяжёлом крейсере «Chokai» типа «Takao». Четыре других тяжёлых крейсера относились к первому поколению кораблей этого класса (типы «Furutaka» и «Aoba») и уступали по боевой мощи флагману (они несли по шесть 203-мм орудий против десяти у «Chokai»). Два лёгких крейсера относились к двум разным типам, причем «Tenryu» можно было смело назвать устаревшим (введен в строй в 1919 году). Преимуществами японцев были сильное торпедное вооружение их тяжёлых крейсеров и отличная подготовленность команд к ночному бою.
Изначально Микава планировал навязать противнику ночной бой, поэтому утром-днём 8 августа задержался у Бугенвиля. Ещё вечером 7 августа японские корабли обнаружила американская подлодка S-38, сообщившая о «двух эсминцах и трех больших кораблях», но никаких последствий это не имело (выйти в атаку субмарина не смогла). 8 августа с 10:20 до 11:10 соединение Микавы наблюдали два австралийских патрульных самолёта «Hudson», базировавшиеся на Новой Гвинее (в зоне ответственности Макартура). С этого началась цепь ошибок и совпадений, которая привела союзников к катастрофе. Самолёты не смогли связаться с базой (как утверждается, из-за технических проблем), летчики одной из машин передали информацию командованию после приземления в 12:40. Информация отправилась в штабы на Новой Гвинее и в Австралии, и лишь поздно вечером окружным путём добралась до морских командиров у Гуадалканала. К тому же, наблюдатели допустили простительную ошибку, не совсем точно опознав найденные ими корабли. Австралийцы заявили про «три крейсера, три эсминца, две плавбазы гидросамолётов или канонерских лодки».

Тяжёлый крейсер «Chokai» типа «Takao», довоенное раскрашенное фото.

Вечером 8 августа ситуация для морского командования союзников выглядела следующей. Транспорты, доставившие 1-ю дивизию морской пехоты, всё ещё оставались у северного берега Гуадалканала. Американский флот воздушную разведку откровенно провалил – это касалось как базовой, так и палубной авиации. Единственной более-менее достоверной информацией о противнике являлись полученные через штаб Макартура данные об утреннем контакте. Флетчер заявил, что прекращает воздушную поддержку десанта и уводит все свои корабли на юг, объясняя это потерей части истребителей и нехваткой топлива. Гормли в события никак не вмешивался.
8 августа в 20:30 Тёрнер, Кратчли и Вандергрифт устроили совещание, на котором обсуждали, как обойтись без авиационной поддержки и что делать с продолжающими разгрузку транспортами. Вопрос о замеченных утром японских кораблях также был поднят, однако командиры сошлись во мнении, что японцы не планируют атаковать в ближайшее время – в пользу этого говорило наличие во вражеской эскадре «двух плавбаз гидросамолётов или канонерских лодок». Адмирал Тёрнер предположил, что японцы хотят оперативно организовать на одном из островов базу гидроавиации, чтобы использовать самолёты в последующие дни. В итоге боевые корабли оперативного соединения 62 разделились на группы, которые должны были перекрыть подходы к Гуадалканалу к северу, югу и востоку от острова Саво, а также защитить транспорты, доставившие 1-ю дивизию морской пехоты. Состав групп оказался следующим:
Северная группа: тяжёлые крейсеры «Astoria», «Vincennes» и «Quincy»; эсминцы «Helm» и «Wilson»;
Южная группа: тяжёлые крейсеры «Chicago» и «Canberra» (австралийский); эсминцы «Bagley» и «Patterson»;
Восточная группа: лёгкие крейсеры «Hobart» (австралийский) и «San Juan»; эсминцы «Buchanan» и «Monssen».
Эсминцы «Ralph Talbot» и «Blue» несли радиолокационный дозор к северу и югу от Саво, ещё семь эсминцев обеспечивали непосредственную охрану транспортов (на одном из которых, «McCawley», держал флаг адмирал Тёрнер). Тяжёлый крейсер «Australia» (флагман адмирала Кратчли) также держался рядом с транспортами – изначально планировалось включить его в состав Южной группы, но произошедшая в последний момент смена планов окончательно запутала командиров. Можно констатировать, что в сложившихся условиях управление оперативным соединением 62 оказалось нарушенным – ни Тёрнер, ни Кратчли не контролировали ситуацию, три группы кораблей были предоставлены сами себе. Никакого конкретного плана действий ни американцы, ни австралийцы не имели, уставшие команды кораблей получили отдых («готовность №2»).

Расположение морских сил союзников в ночь с 8 на 9 августа 1942 года: 1) – Северная группа; 2) – Южная группа; 3) – дозорные эсминцы; 4) – стоянки транспортов.

В отличие от союзников, адмирал Микава руководил своим флотом спокойно и уверенно. Утром 8 августа он поднял разведывательные гидросамолёты с тяжёлых крейсеров и вскоре получил приблизительную информацию о силах противника. Достоверно известно, что во время этой разведки погиб гидроплан E13A с «Kako», сбитый американским воздушным патрулём. Во второй половине дня японские корабли быстро двинулись на юг по проливу между Соломоновыми островами, известному под названием Слот («Щель»). В 16:40 командующий 8-м флотом огласил подчинённым свой план действий:
«Атакуя, мы пройдём к югу от острова Саво и торпедируем главные силы врага перед якорной стоянкой у Гуадалканала. После этого мы повернём к району Тулаги, чтобы обстрелять и торпедировать врага. Затем мы пройдём к северу от острова Саво».
В 18:40 с «Chokai» семафором передали мотивирующий приказ «в духе Нельсона»:
«Мы атакуем, уверенные в победе, в традиционной ночной атаке Императорского флота. Пусть каждый сделает всё, что может!»
Японские корабли шли колонной на скорости 24–26 узлов – тяжёлые крейсеры во главе с флагманом, лёгкие крейсеры и замыкающий эсминец. «Chokai» и «Aoba» подняли в воздух три гидросамолёта для финальной разведки и корректировки огня. В 23:45 американские моряки обнаружили гидропланы визуально и радаром, но никаких действий не предпринимали (утверждается, что они приняли самолеты за дружественные).

Путь 8-го флота к Гуадалканалу, вечер 7 августа-ночь 9 августа: 1) – обнаружение S-38; 2) – обнаружение австралийскими самолётами.

Ночной бой.

Боевую тревогу на японских кораблях объявили ещё в 22:30, но только 9 августа в 0:54 впередсмотрящие крейсера «Chokai» визуально обнаружили эсминец «Blue». Примечательно, что глаза японских моряков сработали лучше, чем американский радар. Американцы так и не обнаружили противника, эсминец прошел мимо японской колонны. После 1:30 Микава приказал «Всем атаковать!» – в поле зрения появился второй американский эсминец. Им оказался повреждённый днём ранее «Jarvis», небоеспособный и не имевший исправных средств связи. Несколько торпед прошли мимо «подранка», но огня японские моряки пока не открывали. «Jarvis» благополучно проследовал мимо японцев.
Через считанные минуты соединение Микавы встретилось с кораблями Южной группы союзников. На дистанции около 12 км японцы снова первыми обнаружили противника, и в 1:38 крейсеры 8-го флота выпустили торпеды. Только в 1:43 на эсминце «Patterson», наконец, обнаружили посторонние корабли и передали по радио сигнал: «Тревога! Тревога! Неизвестные корабли входят в гавань!» Но было уже слишком поздно. Японский гидросамолёт указал цели осветительными бомбами, и крейсеры Микавы принялись с дистанции в 5–6 км (ближе всего находились головные «Chokai» и «Aoba») расстреливать «Canberra». Австралийский крейсер сразу же получил два десятка попаданий снарядами, мгновенно погиб его командир, корабль лишился хода и электропитания. Одновременно со снарядами в «Canberra» попали одна или две торпеды – возможно, выпущенные американским эсминцем «Bagley». Для австралийских моряков бой закончился за 3–4 минуты – они успели сделать два выстрела главным калибром и выпустить две торпеды, но теперь их искалеченный корабль не мог ни двигаться, ни вести огонь, ни связаться с союзниками.
Столкновение с Южной группой наглядно показало полную неготовность австрало-американского флота к бою и отсутствие у него полноценного командования. Эсминец «Patterson» несколько минут пытался вести огонь по противнику, добившись попадания в «Kinugasa», но торпедисты не расслышали приказ командира и не выпустили торпеды. Корабль получил попадание, после чего потерял японцев из вида и вышел из боя. Эсминец «Bagley», не прицеливаясь, выпустил несколько торпед (возможно, став косвенной причиной гибели «Canberra») и быстро вышел из боя. На тяжёлом крейсере «Chicago» спящего командира разбудили только после начала боя, но уже в 1:47 в корабль попала торпеда (уверенности в том, что торпеда была японской, также нет). Крейсер сохранил ход и стремительно вышел из боя (считается, он всё же смог добиться попадания в лёгкий крейсер «Tenryu»). Формальный командир Южной группы кэптен Говард Боуд с «Chicago» не смог или не успел своевременно сообщить об атаке другим кораблям союзников.

Карта боя у острова Саво, составленная специалистами Колледжа ВМС США. Действия японского флота обозначены красным цветом, союзного – чёрным.

Непосредственно в ходе скоротечного боя, в 1:44, Микава приказал крейсерам разворачиваться на север, где на дистанции около 16 км от них находилась американская Северная группа (визуально уже обнаруженная с «Chokai»). В ходе маневрирования, чтобы избежать столкновений, корабли перестроились в две колонны. «Furutaka», «Tenryu» и «Yubari» шли справа, «Chokai», «Aoba», «Kako» и «Kinugasa» – слева. Эсминец «Yunagi» наблюдал за возможной угрозой с тыла и заметного участия в дальнейших событиях не принимал (за исключением короткого безрезультатного контакта с «Jarvis» в 2:15). Перестроение не планировалось Микавой изначально, но оказалось неожиданно выгодным, позволив взять противника в клещи.
Одновременно с разворотом флота Микавы на север его гидросамолёты дополнительно обозначили новые цели осветительными бомбами. В 1:48 «Chokai» выпустил торпеды на дистанции 9 км от противника, сразу после этого японские крейсеры включили прожекторы и открыли огонь главным калибром. Начался быстрый расстрел американских тяжёлых крейсеров, офицеры которых не заметили либо неверно истолковали бой, только что происходивший к югу от них. При этом нельзя не отметить героизм американских моряков, продемонстрированный ими в этом коротком бою и отмеченный, в том числе, противником.
Замыкавший строй крейсер «Astoria» попал под огонь левой японской колонны. В 1:52 американцы начали стрелять в ответ (срочно разбуженный командир сначала боялся открыть огонь по своим, но быстро разобрался в ситуации). Под градом снарядов «Astoria» быстро превратилась в горящую руину, способную давать не более 7 узлов хода. И всё же последним, двенадцатым, залпом в 2:16 гибнущий крейсер добился попадания в первую носовую башню «Chokai», тяжело повредив её.
Находившийся в центре американского строя крейсер «Quincy» попал под перекрёстный огонь двух японских колонн. Американский корабль был освещен яркими лучами прожекторов (и даже сфотографирован японцами), что делало его особенно легкой целью. «Quincy» сделал два залпа главным калибром, попав в надстройку «Chokai» и повредив штурманскую рубку вражеского флагмана, после чего сам получил попадания множества снарядов и двух торпед. Командир крейсера погиб на мостике, его помощник приказал покинуть корабль. Уже в 2:35 потерявший ход «Quincy» перевернулся и затонул.

Одна из самых драматичных фотографий Второй мировой: освещённый прожекторами горящий «Quincy» под обстрелом японских крейсеров.

В голове американской колонны шёл «Vincennes». Его командир кэптен Фредерик Рифхолл, формально считавшийся командиром всей Северной группы, заметил приближение японцев, но принял их за дружественные крейсеры Южной группы. В 1:50 корабли японской левой колонны открыли огонь главным калибром, через три минуты «Vincennes» открыл ответную стрельбу, но почти сразу же получил попадания двух торпед. Американцы смогли ответить попаданием в корпус «Kinugasa», но были обстреляны и правой японской колонной, а в 2:03 получили ещё одно торпедное попадание. Примерно через 10 минут командир приказал команде покинуть горящий и обездвиженный крейсер, а в 2:50 «Vincennes» опрокинулся и затонул.
Эсминцы Северной группы «Helm» и «Wilson» ощутимого вклада в ход боя не внесли. «Wilson» обменялся с крейсерами Микавы несколькими выстрелами – ни одна из сторон не пострадала. «Helm», шедший впереди колонны крейсеров, вовсе не вступил в бой. В 2:15, когда японцы огибали с севера остров Саво, «Furutaka» и лёгкие крейсеры имели короткий огневой контакт с американским дозорным эсминцем «Ralph Talbot». За несколько минут эсминец получил четыре снарядных попадания, но сумел укрыться в дождевом шквале. Четыре торпеды, выпущенные американцами, прошли мимо.
В 2:20 Микава приказал: «Всем кораблям отходить!», после чего две колонны кораблей направились на север от острова Саво. Десятки лет поколения историков критикуют этот приказ, заявляя, что командующий 8-м флотом должен был идти на восток, уничтожить остававшиеся у Кратчли боевые корабли (тяжёлый и два лёгких крейсера, девять ещё не вступавших в бой эсминцев), после чего потопить американские транспорты и ликвидировать десант на Гуадалканал. Можно с уверенностью говорить о том, что подобная критика не учитывает расхода боеприпасов на японских кораблях и, что самое главное, требует от флотоводца такого владения информацией о противнике, какого он точно не имел. Чтобы рискнуть и задержаться у Гуадалканала до рассвета, Микава должен был точно знать, что Флетчер увёл свои авианосцы – этими данными японский адмирал и его штаб на момент принятия решения не располагали.

Тяжёлый крейсер «Aoba» в бою у острова Саво. Художник – Широ Юкимичи.

Итоги:

Ни Тёрнер, ни Кратчли непосредственно в ходе боя достоверной информации о происходящем не получали. Утверждается, что радиостанции на американских эсминцах оказались слишком слабыми и ненадёжными, а командир «Chicago» Боуд упорно хранил молчание (позднее его сняли с должности, а весной 1943 года он покончил с собой). Наблюдая за признаками шедшего в отдалении боя, Кратчли приказал резервным эсминцам собраться возле его флагмана «Australia», но в бой кораблям вступить не пришлось. Флетчер позднее заявлял, что если бы получил от командиров оперативного соединения 62 просьбу о помощи, то направил бы авианосцы на север и попытался атаковать уходящие японские крейсера утром. Никаких попыток связаться с Гуадалканалом сам Флетчер не делал.
Подведение печальных итогов началось лишь после ухода японцев. Как было упомянуто выше, «Quincy» и «Vincennes» затонули очень быстро. Команда крейсера «Canberra» упорно боролась за жизнь корабля с помощью эсминца «Patterson». Возможно, в более спокойной обстановке крейсер удалось бы сохранить, но адмирал Тёрнер приказал прекратить борьбу, и в 8:10 эсминцы «Ellet» и «Selfridge» добили «австралийца» торпедами. Американские моряки также пытались спасти «Astoria» с помощью эсминца «Bagley», но на крейсере начались неконтролируемые пожары, и в 12:15 он затонул. Американские транспорты покинули Гуадалканал вечером 9 августа, оставив морскую пехоту с достаточным на первое время запасом провизии и боеприпасов.

Американские эсминцы «Patterson» и «Blue» снимают команду с крейсера «Canberra».

Потери союзников в людях оказались такими же тяжёлыми, как и в кораблях:
КОРАБЛЬ
УБИТЫЕ
РАНЕНЫЕ
«CANBERRA» (ПОГИБ)
84
55
«CHICAGO» (РЕМОНТ ДО ДЕКАБРЯ 1942 ГОДА)
2
21
«VINCENNES» (ПОГИБ)
332
258
«QUINCY» (ПОГИБ)
370
167
«ASTORIA» (ПОГИБ)
216
186
«RALPH TALBOT» (РЕМОНТ ДО НОЯБРЯ 1942 ГОДА)
11
11
«PATTERSON» (РЕМОНТ ДЛИЛСЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ)
8
11
ИТОГО
1023
709
Кроме того, днём 9 августа японские торпедоносцы обнаружили в открытом море и потопили тяжело повреждённый ранее эсминец «Jarvis», который погиб со всей командой (247 человек).
Японские потери изначально (по итогам непосредственно боя у острова Саво) выглядели минимальными:
КОРАБЛЬ
ПОВРЕЖДЕНИЯ
ЖЕРТВЫ
«CHOKAI»
Три попадания 203-мм снарядов, средние повреждения, вышла из строя башня №1.
34 погибших, 48 раненых
«AOBA»
Попадание снаряда неустановленного калибра, лёгкие повреждения. Погиб бортовой гидросамолёт E13A.
3 лётчика погибли
«KINUGASA»
Попадания 203-мм и 127-мм снарядов, лёгкие повреждения.
1 погибший, 1 раненый
«KAKO»
Сбит бортовой гидросамолёт E13A.
3 лётчика погибли
«TENRYU»
Попадание 203-мм снаряда, лёгкие повреждения.
23 погибших
«Furutaka», «Yubari» и «Yunagi» никаких повреждений не получили и жертв не имели.
Радость от блестящей победы оказалась омрачена совершенно неожиданной потерей одного из тяжёлых крейсеров. Утром 10 августа «Kako», следовавший без эскорта в базу Кавиенг на острове Новая Ирландия, был потоплен тремя торпедами американской субмарины S-44 (командир – лейтенант-коммандер Джон Мур). 70 японских моряков погибли, 14 были ранены. Несмотря на этот эпизод, вернувшийся в Рабаул Микава получил благодарность от главнокомандующего адмирала Ямамото:
«Благодарю всех людей Вашего соединения за отвагу и упорство в бою. Я ожидаю, что Вы расширите Ваш успех и предпримете всё возможное, чтобы поддержать сухопутные силы Императорской армии, которые сейчас ведут отчаянную борьбу».

Тяжёлый крейсер «Quincy» – первая жертва печально известного «Железного дна» (так моряки называли воды к северу от Гуадалканала, где погибло множество кораблей). Подводная съёмка ВМС США, 1992 год.

Как известно, бой у острова Саво не стал стратегическим успехом для Японии. Разгорелась упорная полугодовая борьба за Гуадалканал, морские бои за Соломоновы острова шли до конца 1943 года. Состоялось немало сражений между японским и американским флотами, но союзники сделали из разгрома 9 августа 1942 года необходимые выводы. В ночных боях ВМС США одерживали победы и терпели поражения, но ни одно из этих поражений не стало таким тяжёлым и шокирующим, как неудача у острова Саво.
Автор:Алексей Лесин.
[Источники]Источники:
Источники и литература:
http://combinedfleet.com
https://www.history.navy.mil (официальный сайт исторического центра ВМС США)
Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
The Battle of Savo Island 9 August 1942: Combat Narrative http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/USN-CN-Savo/index.html
Quantock David «Disaster at Savo Island, 1942» http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/rep/Savo/Quantock/index.html
Далл С. Боевой путь Императорского японского флота http://militera.lib.ru/h/dull/index.html
«Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники» – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942. – М.: АСТ, 2003
Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. – М.: АСТ, 2002.
Источник:http://warspot.ru/.



Tags: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА., США., ФЛОТ., ЯПОНИЯ.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО).

    Оригинал взят у mon_sofia в ЧУДО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (+ ФОТО) 22 мая, 2012 • Протоиерей Игорь Пчелинцев Наверное, самый…

  • Так закалялась сталь.

    Я конечно же знал как создавалось это произведение, но очередной раз читая эту историю неумышленно пытался поставить себя в описанные…

  • Чайные клиперы./Tea clippers.

    Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments